Дидинский тоннель

расскажи историю

Любителям урбантрипа нравится мистифицировать заброшенные объекты и собирать различные байки о тех или иных таинственных местах.

в избранное

И в этом смысле Дидинский тоннель просто находка для впечатлительных натур. Самая тиражируемая история связана с кривизной тоннеля.

Каменный коридор в скале пробивали сразу с двух сторон, якобы, архитектор ошибся в расчетах и, не выдержав позора, покончил с собой

Никаких документальных подтверждений этому нет, хотя подземная галерея и правда имеет плавный изгиб, и свет в конце тоннеля виден не на каждом участке пути.

Пробивать тоннель начали в 1910-е — это было горячее время. Но стройке не помешала ни Первая мировая война, ни революция. Перегон Ревда-Дружинино с тоннелем близ деревни Дидино являлся частью железной дороги, которая должна была существенно сократить путь от Москвы до Урала, поэтому объект изначально имел статус стратегически важного. Говорят, достраивали его ценой неимоверных усилий крестьян из окружающих деревень и военнопленных, которые гибли тут пачками в нечеловеческих условиях.

И якобы в Дидино, помимо деревенского, есть еще два неизвестных кладбища, а в мрачном сыром тоннеле то и дело бродят призраки

Как бы там ни было, паровозы пошли через Дидинский тоннель в 1918 году, и одним из первых его пересек Колчак, отступающий в Сибирь со своей армией и Золотым запасом Российской империи.

С этим фактом связана легенда, что где-то в недрах тоннеля до сих пор спрятано то самое утерянное золото Колчака

Масла в огонь таинственных историй об этом месте подливает и примечательная архитектура сооружения. Тоннель имеет внушительные размеры: его длина 1123,7 м, ширина 4,65 м, высота 6,1 м. Входные порталы напоминают средневековый замок с бойницами и зубчатой крепостной стеной. А в непосредственной близости можно заметить пулеметные доты, оставшиеся со времен, когда тоннель находился под охраной расположенного рядом военного гарнизона.

Дидинский тоннель функционировал целых 77 лет, до 1995 года, когда его закрыли по причине аварийного состояния и пустили поезда по наземному обходному пути. Грунтовые воды долгое время доставляли проблемы путейцам, обслуживающим этот участок железной дороги. Несмотря на сложную систему дренажа и вентиляции, летом тоннель подтопляло, а зимой рельсы постоянно покрывались наледью.

Подземные воды и в настоящее время продолжают уничтожать тоннель. Проход по нему не безопасен, хотя это мало кого останавливает. Летом пройти его полностью можно в высоких сапогах по воде, незатопленным пока остается только участок у западного портала. Зимой, когда вода внутри почти везде замерзает, его пересекают по льду. В холодное время года тоннель к тому же выглядит особенно эффектно за счет причудливых ледяных наростов и сосулек.

Свердловская область, городской округ Первоуральск, поселок Дидино

Как добраться

По трассе Екатеринбург – Пермь проехать поворот на Хомутовку, через 6 км после него свернуть влево на грунтовку и двигаться около 6 км. В дождь по этой дороге лучше не ехать. Можно также проехать по дороге Ревда – деревня Гусевка – коллективные сады «Криогеник» – площадка «1590 км», дальше спуститься под горку, пройти через дачный посёлок, у насыпи железной дороги повернуть направо
    в избранное