Плотинка

расскажи историю

Плотина городского пруда, которую горожане с любовью называют «Плотинкой», не просто историческое место, где началось строительство Екатеринбурга, это причина, по которой город возник.

в избранное

При Петре I Российская империя много воевала. Для войн был нужен металл. Поэтому по Высочайшему указу в 1723 году на реке Исеть учредили железоделательный завод. Плотина же была необходима, чтобы давать энергию дробильным машинам, молотам и прочим заводским механизмам. Она строилась крепко, на века, из уральской лиственницы. Это дерево не гниёт в воде и со временем только «каменеет». 

Рождение города – это рождение завода, и отсчитывается его жизнь от 7 (18) ноября 1723 года. Впоследствии, когда Екатеринбург вырос, расширилась и плотина. В 30-50-х годах XIX века она преобразилась стараниями выдающегося архитектора Михаила Малахова. Плотину расширили, «одели» в гранит, выстроили каменную подпорную стену, установили ажурную чугунную решётку. 

В 1886 году архитектор Сергей Козлов разбил на плотине сквер, в котором, помимо прочего, появились бюсты императора Петра I и императрицы Екатерины I.

По легенде, после революции памятники царственных особ были утоплены в городском пруду

Согласно другой версии, фигуры просто разбили молотом. Сейчас на их местах располагаются бюсты писателей Павла Бажова и Дмитрия Мамина-Сибиряка. 

В 1973 году, в год 250-летия Екатеринбурга, прошла масштабная реконструкция Исторического сквера. В нем был разбит парк с аллеей и «садом камней», в восстановленных зданиях бывшего завода расположились музеи, была благоустроена территория по обе стороны Исети. Тогда же заложили Капсулу времени.

В 1998 году в Историческом сквере появился памятник отцам-основателям города – Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Они стоят рука об руку, как добрые приятели, но на самом деле их отношения были далеки от идеальных. 

Тогда же, к 275-летию города, был открыт подземный переход
со стороны Исторического сквера к набережной городского пруда.
До этого перехода не было – когда-то давно его пытались прорубить, но не доделали

«Атомстройкомплекс» выполнил сложнейшие работы: нужно было учесть давление воды и нагрузку от автомобилей. При строительстве приходилось консультироваться со специалистами Метростроя. В итоге, построили арочный туннель и выполнили в нем наливной пол – для того времени такие технологии были удивительны. Примечательно, что при строительстве туннеля не перекрывали улицу Ленина.

Сейчас Исторический сквер – излюбленное место для прогулок горожан. Здесь проводятся выставки, концерты, праздники… И только фрагменты старых заводских механизмов возле Музея архитектуры и дизайна напоминают об индустриальном прошлом этого места.

пр-т. Ленина, г. Екатеринбург, Свердловская обл.

    в избранное