Памятники на Плотинке

расскажи историю

В центре Екатеринбурга до сих пор не восстановили гендерную справедливость. Все существующие памятники посвящены мужчинам.

в избранное

Дважды пьедесталы занимали женщины. В 1886 году горожане установили бюст Екатерине I, в честь которой был назван Екатеринбург. В 1940-х на набережной городского пруда были установлены скульптуры женщин-спортсменок. Бюст Екатерины I сбросили с пьедестала и раздавили молотами в 1917 году.

Гипсовые статуи спортсменок обветшали и исчезли.

Гипсовые статуи спортсменок обветшали и исчезли

Сейчас, гуляя по Плотинке и Историческому скверу, можно увидеть памятник основателям Екатеринбурга Вильгельму Де Геннину и Василию Татищеву. Его установили в 1998 году к 275-летию Екатеринбурга. Есть памятник «Строителю Екатеринбурга», барельеф «Основатели Екатеринбурга», памятная доска «Основание Екатеринбурга» с первым планом Екатеринбурга и текстом о его основании. Есть бюст Петра I, но нигде не упоминаются женщины.

Барельеф «Основатели Екатеринбурга»

В 1990-х был шанс восстановить историческую справедливость, но его не использовали.

До революции в Екатеринбурге почти не было памятников

На Плотине в 1886 году установили бюсты Петру I и Екатерине I — основателям Екатеринбурга. Их уничтожили в 1917. От одного из них сохранился мраморный пьедестал — его использовали для бюста Максима Горького. В 1992 году скульптор Геннадий Чехомов восстановил памятник Петру I по фотографии, сделав точную копию из бронзы. Петра установили на оригинальный пьедестал. Памятник Екатерине I восстанавливать не стали.

Бюст Петру I в историческом сквере. 

Екатеринбуржцы не помнят, когда и куда исчезли фигуры спортсменов и металлургов с набережной Городского пруда. Первый после Петра и Екатерины монументальный памятник там появился в 1958 году. Это был бюст Павла Бажова. Рассказывают, что этот памятник хотели установить на могиле писателя, но вдова была категорически против. Считала, что ее муж никогда не был таким мрачным. Она добилась разрешения установить надгробие за собственные деньги. Невостребованный бюст Бажова авторства скульптора Матвея Манизера решили поставить в центре города. В 1987 году к Бажову, по другую сторону плотинного сброса, добавили бюст Дмитрия Мамина-Сибиряка. Его автором был скульптор Андрей Антонов.

Бюст Дмитрия Мамина-Сибиряка. Бюст Бажова авторства скульптора Матвея Манизера.

Большинство памятников на Плотинке, установленных во времена СССР, были политически заряжены. В 1973 году водосброс Плотины украсили Краснознаменной группой и орденом Ленина. Памятник был установлен на средства ветеранских организаций, изготовлен на заводе им. Калинина. Его спроектировал Ролен Шеин — директор уральского филиала Института технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ). Из-за ветхости памятник был снесен. Это неожиданно вызвало негодование многих горожан. Появилось даже движение за восстановление Краснознаменной группы на Плотинке.

В 1973 году водосброс Плотины украсили Краснознаменной группой и орденом Ленина. 

В 1980-х на Плотинке появился памятник, который горожане назвали «Фиги»

Авторы хотели акцентировать углы Исторического сквера. По идее авторов изображен знаменитый уральский стальной узел. Чтобы подчеркнуть качество стали, на уральских заводах делали сувениры — сворачивали в узел металлический прут. Но горожане так и не поняли замысла и стали называть памятник кольцами, разорванными цепями или просто фигами.

В 1998 году вместо бокового прореза плотины был сделан переход от узкой части реки к широкой. Первоначально предполагалось, что так будет облегчено сообщение, но само пространство вызвало культурную революцию. Искусство из академических залов музеев и филармоний вышло на улицу. Жители увидели, что на городских стенах можно не только писать матерные слова и рисовать сердца, проткнутые стрелой.

В «Трубе», как сразу окрестили переход, в 2001 году появились копии картин известных художников — Пикассо, Матисса, Ван Гога и Мунка 

Не раз фрески погибали под новыми «письменами» в стилистике «Ося и Киса были тут», но вновь художники-волонтеры их восстанавливали. В 2010 в переходе появились работы первого фестиваля стрит-арта «Стенограффия». Вечером в переходе от пьяных музыкальных компаний становилось страшновато, но для многих это был клапан свободы, причем в самом центре города.

Несанкционированных граффитистов закрасили и сделали лайт-вариант свободы, посвятив переход Виктору Цою к его 50-летию.

«Труба» показала всю незащищенность уличного искусства. Не только от вандалов, но и от чиновников с благими намерениями. Приличное, хоть и под мостом, место, власти решили взять под контроль. Несанкционированных граффитистов закрасили и сделали лайт-вариант свободы, посвятив переход Виктору Цою к его 50-летию. Шок от этой акции надолго парализовал в свободных художниках желание проявлять свободное высказывание именно в этом переходе. Но в последнее время в переходе снова стали появляться альтернативные работы.

Сейчас на Плотине время от времени появляются новые арт-объекты, но чаще всего они существуют недолго.

Свердловская область, Екатеринбург, Исторический сквер, городской пруд

    в избранное