Театр драмы

расскажи историю

Многие жители Екатеринбурга нередко называют Октябрьскую площадь её неофициальным именем, а именно Театральной площадью. Всё из-за Театра драмы, который находится неподалеку.

в избранное

Своей архитектурой театр задал ритм нового Свердловска 1980-х. Вместе с Домом Правительства, площадью, большим фонтаном и благоустроенной набережной он должен был показать горожанам, что Свердловск вступает в эпоху крупных форм. Сейчас здание не выделяется. Его уравновесили появившиеся высотки Екатеринбург-Сити. Существенно изменился внешний вид театра.

Архитекторы видели в Театре драмы смысловой акцент набережной. После пустоты и простора площади, перед зрителями представал театр-храм, театр-дворец.

Архитекторы видели в Театре драмы смысловой акцент набережной. После пустоты и простора площади, перед зрителями представал театр-храм, театр-дворец. Здание было построено с размахом. Торжественное звучание пилонов входа подчеркивали темные деревянные барельефы работы Вениамина Степанова.

К счастью, барельефы остались на фасаде, увидеть их можно, зайдя в золотой ларец.

Сегодня в Екатеринбурге нет таких интересных архитектурных деталей. Многие любители советского модернизма жалеют, что здание в 2009 году утратило свою индивидуальность. В середине нулевых Екатеринбург начал готовиться к важной международной встрече — приему гостей саммита ШОС. К этому времени фасад театра драмы обветшал и требовал вдумчивой реставрации. Вопрос решили радикально.

По внешнему контуру театр заключили в золотистый саркофаг из стекла, пластика и металла.

Драматический театр существовал в Екатеринбурге с 1930 года и пользовался большой популярностью. С момента основания он ютился в небольшом помещении, перестроенным под театр из магазина купца Александра Второва. Тесноту искупало положение театра — в самом центре города, на улице Вайнера. Помог театру переехать в новое здание его высокопоставленный поклонник — первый секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин.

Семья Ельциных любила посещать театр

Их часто можно было увидеть в музкомедии, оперном и драме. Когда Ельцин задумал построить новое здание для Обкома партии, он посчитал, что по примеру Москвы у Свердловска должен быть свой Дворец съездов. Ельцин совместил решение вопроса о новом здании для театра драмы и строительство здания для партсобраний. В 1977 году недалеко от строящегося Обкома вырыли фундамент для нового театра драмы. Проект здания заказали в Москве, а дорабатывали на месте в Гражданпроекте. Переехать в новую резиденцию артисты смогли только в 1990-м году.

А еще через некоторое время старый театр, как будто дождавшись освобождения, сгорел. Сейчас на его месте ТЦ «Успенский».

Артисты были довольны. Они осваивали огромные пространства. Большой зал театра был рассчитан на 800 мест плюс малая сцена. Все было сделано с размахом. Запроектировали даже звонницу для колоколов. Использовать театр в политических целях так и не получилось. От этого времени осталась только интересная деталь. При желании с балкона можно спуститься на сцену по специальному пандусу. Предполагалось, что так на сцену будут выходить ораторы или награждаемые.

Золотой век драмы пришелся на вторую половину XX века

Артистов того времени: Ольгу Виндинг, Бориса Ильина, Марию Токареву, Галину Умпелеву, Леонида Охлупина, Веру Шатрову знал весь город. Переезд в новое здание, экономический кризис, в который погрузилась Россия в 1990-е, как будто погасил в артистах прежнюю энергию. Снова разогнаться удалось лишь к 2010-м. По словам театрального режиссера Дмитрия Касимова: «Перемены начались в 2011 году, в театре появились „Молодой театр“ и „ТанцТеатр“. Ожила малая сцена и профессионально затанцевали на большой. Мгновенно разлетались билеты на „Мастера и Маргариту“ и фаворитку публики „Хануму“. Пришли новые режиссеры, театр стал на деле вводить инновации. К сожалению, у огромной труппы театра так и не появилось художественного лидера. Зато репертуар засверкал названиями и именами. Появилась современная драматургия, фестивали, гастроли, лаборатории». В репертуаре театра сегодня проверенная классика и экспериментальные постановки.

Пьеса по сценарию известного уральца Алексея Иванова «Блуда и МУДО» и булгаковская «Зойкина квартира» вызвали противоречивую реакцию и дали приток в театр нового поколения зрителей 

Одна из известных актрис театра Ирина Ермолова знакома любителям российского кино по фильму Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».

Свердловская область, Екатеринбург, Октябрьская площадь, 2

    в избранное