Башню строили исключительно с утилитарными целями – обеспечить зарождающийся Уралмаш водой. Молодой архитектор Моисей Рейшер бросил вызов обыденности, предложив возвести концептуальную конструкцию, которая стала в конце 20-х одним из самых высоких сооружений Свердловска. Собственно, и место для нее выбирали самое высокое.
Как позже рассказывал Рейшер, идея башни и ее проект родились за один день
Специалисты скептически отнеслись к замыслу, да и свойства бетона были еще недостаточно изучены. Но революционная убежденность архитектора победила. Стройка началась весной 1930 и завершилась в декабре 1931 года. Необычной формы конструкция высотой 35 метров венчалась гигантским металлическим цилиндром объемом 700 кубических метров. Четыре 20-метровые железобетонные колонны поддерживали плиту, на которой установили бак. Впервые в Свердловске применили не клёпку, а электросварку. Работы велись пять месяцев. Комиссия приняла конструкцию на «отлично».
Но когда бак заполнили водой, днище прогнулось, и вода хлынула на улицы города, смыв на своем пути все случайные преграды, в том числе, и вооруженного постового
Тогда и решили установить резервуар на плиту.
Башня заполнялась водой при помощи системы труб и насосных станций, которые шли от озера Шувакиш, а позже, когда воды в озере не осталось, от Верх-Исетского пруда. Насосные станции подкачивали воду, она по трубам двигалась в сторону башни, в которой также с помощью насосов нагнеталась в бак, а из него поступала в трубы, обеспечивающие водоснабжением «соцгород» Уралмаш.
Футуристический вид башни, окрашенной в белый цвет, производил сильное впечатление на современников. До 1965 года она выполняла свои прямые обязанности. В 1974 году ее признали памятником архитектуры. Когда стало очевидно, что Уралмаш в услугах башни больше не нуждается, ее законсервировали. Ставший к тому времени профессором архитектуры Рейшер предлагал открыть в ней кафе, газетный киоск, автобусную остановку, смотровую площадку. Из всего списка выжила только смотровая. Но вскоре башня лишилась и ее. Как и добропорядочных хозяев. Время и погода не щадили символ конструктивизма.
Возрождение Белой Башни, как утвердилась водонапорная в городской топонимике, пришлось на начало нынешнего века: она стала популярным арт-объектом, войдя во все туристические маршруты. В 2006 году здание взял под свою опеку «Красный крест». Активисты хотели восстановить башню и защитить её от хаотичной современной застройки.Сегодня за сохранностью памятника следит арт-группа Podelniki. Они разработали план возвращения башни в городскую среду и превратили её в медиапространство для выставок, лекций и фестивалей.