Истории.
Маршруты.Места.

Добавить историю

Добавить место

Добавить фото

Билимбай. Руины Строгановского завода

Билимбай. Руины Строгановского завода

Расскажи историю

Билимбай сегодня — это место дачного сезона для жителей соседних крупных городов. А почти 300 лет назад это был центр городского округа.

В избранное
Сюда приезжали ученые со всей страны, чтобы увидеть завод семьи графов Строгановых, перенять опыт сохранения лесов и почерпнуть немного локальной демократии, человеческого отношения к работникам завода и крестьянам.

Чугуноплавильный завод на реке Билимбаевке был построен в начале XVIII века на земле Строгановых. Это, пожалуй, единственный завод, который не принадлежал Демидовым, монополистам заводского дела на Урале. Более того, Строгановы сохранили завод в собственности до революции 1917 года, в то время как другие предприятия того времени очень часто меняли своих владельцев.

Первый чугун завод дал 17 июня 1734 года. Эту дату решили считать днем основания Билимбая, построенного на притоке реки Чусовой. Именно по ней с приходом весны отправлялся со специально выстроенного причала (до наших дней не сохранился) чугун на баржах по стране.

Название поселения Билимбай связывают с башкирским именем Белембай. Белем — «знания», бай — «богатый»

По преданию, тело предводителя башкир Белембая сожгли на холме в роще Могилице. Сегодня ее можно найти в центре поселка. Тут находилось башкирское кладбище, в подтверждение этому местные находили надгробные плиты и человеческие останки на холме. Сейчас роща Могилица является памятником природы. Сосны в ней высадил в 1843 году ученый-лесовод Иван Щульц. В повторной высадке деревьев помогал и Дмитрий Менделеев, который приехал в Билимбай, чтобы найти решение выхода из промышленного кризиса в стране.

Строгановы были примером грамотного ведения тогдашнего бизнеса и заботились о капитале не только своей семьи, но и потомков. Менделеева больше всего на заводе Строгановых в Билимбае поразила выстроенная система сохранения лесов. Для того, чтобы плавить чугун на заводе, требовалось много угля. Поэтому лес жгли в большом количестве. Но Строгановы разработали систему высадки лесов, чтобы восполнять запасы древесины постоянно. Занимались контролем леса на предмет пожаров строгановские лесничии, которых отправляли на обучение в Европу.

«Дороги, просеки и канавы, очистка лесов, чередование молодых зарослей с возрастными, и, главное, хороший досмотр — вот те средства, которыми борются с возрастающим успехом с пожарами лесов, которые прежде губили их массами, потому что пахоты нет и леса только изредка чередуются с покосами. Есть тут прямо и пожарная команда для тушения начавшихся пожаров в лесу. Если мне не изменяет память, то в билимбаевских лесах в прошлом году было 70 пожаров, которые все удалось затушить при начале», — писал Д.Менделеев.

От бережливых Строгановых в Свердловской области осталось только два природных памятника — это Теплогорский сосняк, недалеко от поселка Тёплая гора, и роща Могилица. Основной массив был заложен в 80-е годы XIX века. Вели лесное хозяйство владений Строгановых отец и сын Теплоуховы.

Чтобы системно бороться с пожарами, лесничие набирали специальные отряды из местных мужиков, не старых, с хорошей лошадью и знающих местность. Их них формировались отряды численностью от 18 до 44 человек, курировавшие отдельную территорию леса. Завидев пожар, они его тушили, а в случае масштабного бедствия сигнализировали о нем с помощью рога, издавая громкий звук. После изобретения Эдисоном телефона сообщения о пожаре стали поступать с пожарных вышек, выстроенных в лесах, на центральный пункт завода. Обходилась такая лесная стража Строгановым в 500 рублей, а выгоды приносила на десятки тысяч.

Графы Строгановы были прогрессивны не только в заводском деле и лесничестве, но и занимались досугом местных жителей.

Так в Билимбае был построен театр, школа и больница

Строгановы распорядились также разработать трудовое законодательство и судебный устав. Для приезжих западных специалистов была возведена небольшая часовня в готическом стиле.

На заводской площади Строгановы выстроили один из самых крупных на то время храмов в стране. Каменная Свято-Троицкая церковь стала гордостью местных жителей и прихожан. Внутри церкви были иконы, созданные крепостными Строгановых. А из чугуна была сделана оградка церкви и капители у колонн (сохранились и по сей день). Начали строительство Свято-Троицкой церкви в 1820 году по проекту архитектора Ивана Свиязева, служившего инспектором на стройке храма Христа Спасителя. За основу был взят проект Казанского собора.

По одной из легенд, из храма было несколько подземных ходов. Один вел прямо в дом священника, другой — на заводскую часть в дом начальника

Еще одна легенда гласит, что ходы эти были обустроены в полный рост, и внутри были чугунные подсвечники. И якобы с приходом советской власти в один из подземных ходов были спрятаны ценные иконы в золотых окладах. Подтверждений этому никто пока не нашел. Однако революция и дальнейшие 70 лет власти советов полностью изменили жизнь храма.

В 1934 году церковь закрыли и сбросили кресты. А через четыре года взорвали колокольню. Сейчас можно найти только чугунную плиту, которая служила основанием для колокольни. Что интересно, в советский период не избавились от «Всевидящего ока», которое было над входом в церковь. Его не убрали, когда сделали из здания клуб в конце 50-х годов XX века, и даже во время войны, когда в Билимбай был эвакуирован секретный завод № 290, а именно три конструкторских бюро. В Свято-Троицкой церкви было размещено конструкторское бюро, где работал известный создатель вертолетов «МИ» Михаил Миль. Он вместе с конструктором Николаем Камовым и командой собирали автожиры, так называли вертолеты, прямо в алтаре церкви.

На Урале Миль с женой похоронили двух своих детей. Сын, которому исполнилось при эвакуации пять лет умер, от дифтерии. Следом жена Миля Прасковья родила дочь. В роддоме было очень холодно, но врач велел ребенка искупать. Девочка простыла и скончалась. Могилы детей Миля, как и дом, в котором жила семья конструктора, сейчас можно найти в Билимбае.

В это же время Миль в Билимбае занялся созданием нового самолета «БИ-1». Испытать первый в мире самолет с жидкостно-реактивным двигателем на Урал вызвали опытного летчика Григория Бахчиванджи. 15 мая 1942 года в режиме строжайшей секретности «БИ-1» поднялся в небо. Высота полета была 840 метров, а скорость самолет развил до 400 км/ч. Дальше было сделано шесть успешных испытательных полетов. На седьмом самолет дал крен и упал в районе села Патруши. Бахчиванджи погиб. Его без огласки похоронили в селе Малый Исток. А самолет «БИ-1» не утвердили в серийное производство.

Экземпляры, что уже были сделаны, порядка тридцати штук, были уничтожены. Секретный завод свернули

Памятник «БИ-1» выставлен на площади Бахчиванджи, перед зданием аэропорта Кольцово.

Не меньшего внимания, чем завод, заслуживают здания вокзала и водонапорной башни. Они почти не изменились, лишь пережили несколько реконструкций, со времен постройки. Местные считают, что Билимбай, несмотря на полную разруху, может еще вызвать восторг, особенно у тех, кто интересуется историей. Чтобы придать значимости, местные всегда вспоминают, что поселок был удостоен визита самого императора Александра I. В 1824 году его встретили многократным «Ура!» и, как положено, хлебом и солью. А император первым делом отправился на завод, который своим порядком его привел в восторг. За такую работу управляющему была дарована золотая табакерка.

Свердловская область, городской округ Первоуральск, поселок Билимбай

В избранное

Возврат к списку