Александр Чирков написал эту фразу в том нежном юном возрасте, когда кажется, что ничего недостижимого в жизни нет. Стоит только захотеть – и желаемое осуществится. Только одни люди эти устремления молодости забывают, подчиняясь превратностям судьбы. А другие упорно идут к своей цели, по зову сердца и души, сопротивляясь трудностям и добиваясь невероятных результатов. Таков оказался Александр Васильевич Чиркин, уроженец Южного Урала, известный скульптор и творец.
Столетний дом с резными ставнями
Экскурсию в усадьбе-музее Чиркина начнут с рассказа про поместье. Дом этот не является родовым гнездом скульптора. Изначально семья проживала на улице Комсомольской. Но территорию завода решили расширить, близлежащие кварталы отдали под снос, а людей расселили.
Так семья Чиркиных перебралась в 1973 году в просторную усадьбу, которую построил в XIX веке местный зажиточный торговец зерном, купец Карпычев. Дом он возводил с размахом, на века, на материалы не скупился.
Двор устелил большими каменными плитами, дабы грязь с телег, нагруженных пшеницей, не растаскивалась по хозяйству. И от огня камень убережет, если такая напасть случится: прежнее название улицы – Гореловка – говорит само за себя.
Дом получился просторным, со множеством комнат, пятистенным, с двумя вместительными погребами, большими глазами-окнами с наличниками-оберегами.
Деревянный, но дерево купец выбрал для своего жилья добротное, из разряда – крепче металла. На дворе стояло несколько построек: сам дом, летник и вместительное хранилище под пшеницу. Это было темное, закрытое от ветра, холода и солнца помещение.
Теплый, долговечный материал, из которого строил купец Карпычев, ожидания оправдал: несмотря на солидный столетний возраст, дом и в наши дни производит теплое, живое и дружелюбное впечатление.
Новых владельцев дом принял, словно готов был к переменам. В мрачном, но просторном зернохранилище разместилась мастерская скульптора. Здесь появились панорамные окна и потолочный окно-фонарь, поэтому в любое время суток в помещение струится мягкий, естественный свет. Конечно, электрическое освещение здесь тоже предусмотрено.
Несмотря на то, что скульптора давно нет, у гостей музея возникает ощущение, что хозяин мастерской только что вышел. Кажется, что работы хранят тепло его рук.
Наброски, зарисовки, картины – все отражает пытливую творческую душу хозяина помещения.
Возле каждой работы хочется стоять, рассматривать, любоваться. И думать о том, как хорошо, что люди это сохранили, что есть такой необычный Дом-музей в Каслях, с таким теплом встречающий своих посетителей.
Родные люди
Еще в доме-музее обязательно расскажут историю этой удивительной семьи.
Супружеская пара Чиркиных была дружной, работящей, из старообрядцев. Сын у Марии Федоровны и Василия Ильича был долгожданным ребенком. Родился он 23 июля 1930 года. Рос он хворым, часто и подолгу задерживался в больнице. Но всегда любил рисовать, лепить, с детства замечал прекрасное и старался это запечатлеть. Родители это приметили, и уже с детства направляли, поддерживали тягу детки к прекрасному.
То были тяжелые времена, а простым людям в такое время – сложнее втройне. Поэтому, окончив всего семь классов каслинской школы, Саша, как многие его сверстники, поступает на завод. Он становится учеником формовщика.
Однако и там творческая жилка мальчика не остается незамеченной. Одаренного юношу переводят в ученики к главному скульптору завода Павлу Степановичу Аникину, где будущий скульптор начинает серьезно изучать рисунок и живопись.
Идет Великая Отечественная война. Все мальчишки рвутся в герои, защитники Родины. Но в многочисленных фронтовых письмах отца повторяется настойчивая просьба к сыну: не бросать творчества, стремиться стать большим художником, не предавать свою мечту.
Александр продолжает осваивать мастерство. В 1947 году он становится сначала учеником чеканщика у старейшего мастера художественного литья М.О. Глухова. А в 1948-м году – успешно сдает вступительные экзамены в Свердловское художественное училище, откуда через год переводится в скульптурный класс специальной школы в Ленинград.
Болезненность вынуждает уральца уехать из ветренного и сырого города на Неве, вернуться в Касли. Свое профессиональное образование скульптор завершит в Уральском художественно-промышленном училище г. Нижнего Тагила и навсегда свяжет дальнейшую творческую биографию с каслинским художественным литьем.
Семья с первых дней объединилась вокруг Александра Василевича: его мама и папа постарались максимально оградить сына от всех забот, стремясь дать возможность направить жизненные силы на творчество.
Но рано или поздно это должно случиться. За один год скульптор теряет обоих родителей. На него обрушиваются быт и одиночество. Скульптор был единожды женат, но бездетен.
Оставшись один, он составляет завещание, о котором станет известно только после его смерти 11 сентября 1989 года. Александр Васильевич завещал все свои работы, мастерскую и произведения Каслинскому историко-художественному музею, а дом поделил между тремя дальними родственниками.
После его смерти земляки, желая увековечить память талантливого скульптора, написали в газету обращение с просьбой выкупить у наследников имение и открыть там музей Чиркина. К счастью, все получилось. Уже в 1995 году этот Дом-музей открыл двери для посетителей.
Еще о доме
Этот Дом-музей наполнен уютом интеллигентных, творческих людей.
На просторной кухне с широкой белокаменной печью центральное место занимает большой стол с самоваром, готовым для неторопливых бесед за горячим чаем.
Здесь на себя обращают внимание разные уютные домашние приборы и мелочи, которыми пользовались жильцы. дома Это и кукла на самоваре, которую сшила хозяйка дома, Мария Федоровна.
И кружевные салфеточки её работы, и белоснежные, накрахмаленные занавески с ажурными узорами. Здесь же видим большой ткацкий станок и машинку для шитья. Кажется, что хозяйка дома вот-вот вернется и мы услышим ее приветливый голос, тихий смех.
Сотрудники музея бережно сохраняют атмосферу дома. В комнатах – все в таком виде, каким было при жизни Чиркиных. Венские стулья, маленький будильник “Слава”, староверческая иконка святого Николая Чудотворца и лампадка в красном углу, диван-оттоманка и кровать с высокими пуховыми подушками, аккуратно оставленная мужская рубашка на спинке стула...
К новогодним праздниками здесь приурочили выставку открыток, которые в течение всей жизни собирала хозяйка дома. Они не только передают атмосферу советского времени, но и хранят добрые слова и пожелания.
Альбом с зарисовками, фигурки балерины и Чарли Чаплина, вылепленные из пластилина с секретным ингредиентом от скульптора, позволяющим сохранять прочность и оставаться неизменными даже при теплых лучах солнца.
- Мы ничего не меняем в обстановке жилых комнат, - уточняет младший научный сотрудник Елена Дрёмова. – Для мастер-классов и других тематических мероприятий можем передвинуть стол в кухне, поставить дополнительные стулья. Также у нас там увеличилась коллекция самоваров. Самый редкий из которых принадлежит семье, он стоит на столе, в виде тыквы.
Экскурсии здесь проходят круглый год. Чтобы попасть и приобщиться к прекрасному, достаточно позвонить и договориться о визите. Кроме того, дважды в год сотрудники музея готовят адресные экспозиции, которые приурочивают ко дню рождения и дню смерти великого скульптора. Архивы музея позволяют сделать их интересными, содержательными и оригинальными.
- К нам много гостей приезжает, наш Дом-музей нашего талантливого земляка на всех производит неизгладимое впечатление, - делится Елена. – Но мы мечтаем, чтобы о нас знали еще больше! Ведь много таланливых скульпторов приезжало работать на каслинский завод, память о многих их них осталась и в произведениях Каслинского музея художественного литья, и в монументах городского кладбища. А так, чтобы можно было прикоснуться к личности человека, словно в шапке-невидимке, побродить по его дому – можно только здесь, в нашем музее. Приезжайте, будем рады!
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин