Челябинский государственный академический театр оперы и балета имени М.И. Глинки начинается не только с вешалки, но и с указателя в исторический музей, который открыт для посетителей бесплатно. Как правило, гости этого не замечают: помещение театра великолепно и располагает к неспешному рассматриванию предметов интерьера и любованию фотопортретами артистов, к изучению программки и посещению буфета.
А если подняться на третий этаж, то можно многое узнать про историю театра. О том, к примеру, что на этом месте ранее располагался главный православный храм, первая каменная церковь города Челябинска – Христорождественский собор. В 1932-м году собор определили ветхим и снесли. Спустя пять лет, поблизости от бывшего месторасположения собора, решили строить музыкально-драматический театр.
Автором проекта стал московский архитектор Н.Куренной. Он придумал строгий, сдержанный облик, украсил корпус колоннами прямоугольного сечения. Торжественное открытие театра запланировали на 1941 год, приурочив действо к годовщине Октябрьской революции. Великая Отечественная война, однако, внесла коррективы. Все годы войны в новом здании, задуманном как театр, располагался эвакуированный из Москвы завод контрольно-измерительного инструмента и приборов “Колибр”.
Когда в 1948 году здание вернули городу, оно было полуразрушено. Требовались реставрация, реконструкция. Во время этой большой работы изменили и осовременили первоначальный облик, опираясь на каноны и классические формы русской театральной архитектуры XIX века. Например, колонны здания стали круглыми, вместо восьми – их осталось всего шесть. На крыше появились фигуры, символизирующие музыку, танец и рабочего. И уже не в 41-м, а только 29 сентября в 1956 года театр открылся оперой "Князь Игорь" А.П. Бородина. В дни премьеры – приняли решение, что новый театр будет носить имя Михаила Глинки.
Первая оперная труппа была сборной и состояла из выпускников консерваторий Москвы, Ленинграда, Харькова, Еревана. Балетную труппу – полностью сформировали выпускниками Ленинградского хореографического училища.
Любопытный факт: когда завод “Калибр” освободил здание театра и переместился на улицу Худякова, его рабочие приходили почти на каждый спектакль. Не только потому, что люди стремились к искусству. Заводчанам было интересно посмотреть, как изменилось помещение завода: раньше здесь стояли рабочие станки, стены были в масле, а на месте оркестровой ямы располагался самый грязный – гальванический – цех; все помещение грохотало, визжало “голосами" фрезерных и токарных станков. И вдруг вместо всего этого – появился храм культуры!
В 1980-83 годах театр пережил ещё одну масштабную реконструкцию. В 2004 году на площади перед театром установили памятник Глинке. А в 1996 году, когда прокладывали теплотрассу, здесь обнаружили человеческие останки и домашнюю утварь. Не удивительно: на этом месте когда-то располагалось первое кладбище г. Челябинска.
Посетителям этого музея обязательно расскажут про Сергея Чадова, солиста балета, педагога-репетитора, Заслуженного работника культуры РФ. Сейчас Сергей Иванович – на заслуженном отдыхе. Благодаря его стараниям и заботе у театра появился свой архив: сохранились первые, ныне – раритетные афиши, портреты солистов в образе, газетные вырезки и многое другое. Все материалы стали важной частью экспозиции современного музея.
В 2016-м году создали Попечительский совет театра, куда вошли представители местного бизнеса: у храма культуры появились спонсоры.
Музей в театре открылся и функционирует с 2021-го года. Очень интересно рассматривать его афиши, документы, мультимедийные инсталляции. На интерактивных панелях можно ознакомиться с премьерами разных лет. Есть тематическая зона с корифеями театра, рассказывающая о тех, кто стоял у его истоков: все директора, режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, хормейстеры.
Есть стенд о современных декорациях и тонкостях устройства сцены. Раньше для того, чтобы сменить декорацию, использовали тяжеленные мешки с песком, которые приходилось перетягивать. Сейчас все многократно проще, легче.
Есть информация о балетной обуви. Показаны современные пуанты, которые шьются по размеру, их можно постирать. Весят они всего 200-230 граммов. Ведущая балерина за спектакль может их 2-3 раза поменять, так быстро балетная обувь выходит из строя. “Коробочка” – носочная часть, на которой балерина держит вес своего тела, размером всего 2,5 сантиметра!
Раньше пуанты шили вручную, мастерицам по их изготовлению приходилось делать до 100 операций. А каждая балерина имела маленький молоточек, которым она отбивала коробочку, прежде чем надеть обновку. Артисты старались придать обуви нужную форму, размер и мягкость, иногда - даже подкладывали в носочную часть пуантов кусочки мяса.
Настоящим украшением местного музея стал уникальный музыкальный инструмент, когда-то привезенный из Германии в Советский Союз как трофей. Это фортепиано - ручной работы, XIX века, из лучших сортов дерева, с клавишами из слоновой кости. Инструмент отреставрировал и подарил театру челябинский бизнесмен Егор Хребтов.
Одна из наиболее популярных зон музея – гримерный столик, где каждый желающий может перевоплотиться в мавританского врача Эбн-Хакиа из оперы "Иоланта", Шляпника из мюзикла "Алиса в стране чудес", Недду из оперы "Паяцы" и других героев. Все образы можно сфотографировать или переслать их себе на почту.
Посмотреть музей театра можно перед каждым спектаклем и во время антрактов.
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Дворец искусства с историческим музеем
Расскажи историю