История екатеринбургского метрополитена началась задолго до того, как первый поезд отправился в путь по подземному тоннелю.
В 1967 году произошло радостное событие: родился миллионный житель Свердловска, а значит, город как миллионник получил право на государственные субсидии для строительства метрополитена
Годы подготовки, геодезических исследований, проектирования — и вот первый ковш грунта на месте нынешней станции «Уральская» торжественно поднят в 1980 году. В честь этого события в 2000-м здесь был установлен памятный камень, который кто-то шутя тут же прозвал могильным камнем уральского метрополитена. Дело в том, что, согласно намеченному плану, город должен был получить три ветки метро, соединяющие отдаленные районы города и пересекающиеся в центре. Но в итоге с нарушением заявленных сроков в апреле 1991 года открылось только три станции (проспект Космонавтов, Уралмаш, Машиностроителей) с общей протяженностью маршрута всего лишь 2,8 км.
Тогда и родилась городская сплетня о том, что уральская столица вошла в Книгу рекордов Гиннеса как город с самым коротким метро в мире
Однако эта информация не соответствует действительности: самым коротким метро считается подземка в израильском городе Хайфа, длина которой 1,8 км.
Начиналось строительство первой ветки метро в Свердловске, а завершилось в Екатеринбурге в 2012 году, спустя 32 года. Линия включила 9 станций с общей протяженностью маршрута 13,8 км. Метростроевцам за эти годы пришлось столкнуться с немалыми сложностями — и финансовыми, и технологическими. Во-первых, такая грандиозная сверхзатратная стройка, как метрополитен, развернулась в то время, когда великая страна шла к своему краху, а впереди были лихие 90-е.
И хотя по городу гуляет байка, что все затраты на свердловское метро окупились за счет полезных ископаемых, найденных в ходе прокладки тоннелей, метростроевцы это категорически отрицают
Во-вторых, усложняли процесс строительства и повышали его стоимость уникальные инженерно-геологические условия. Метростроевцам в столице Урала приходилось пробираться сквозь прочные грунты и окаменевшую лаву древнего вулкана, существовавшего миллионы лет назад на месте Екатеринбурга. Плюс ко всему мощной преградой на пути метрополитена стал городской пруд на реке Исеть.
Любопытный факт: в проектировании интерьеров станций Проспект Космонавтов и Уралмаш принимал участие знаменитый уралец, лидер рок-группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов, будучи на тот момент штатным архитектором «Уралгипротранс»
На сегодняшний день город продолжает лелеять планы построить вторую ветку подземки, так что история Екатеринбургского метро еще не дописана.