Длина городского пруда — 3,3 километра, средняя глубина — 3 метра.
Отношение к пруду у горожан менялось с течением времени. Когда в город приходили большие деньги, архитекторы использовали водные преимущества центра Екатеринбурга. В начале XIX века на берегу пруда появилась резиденция Главного начальника уральских горных заводов (Набережная Рабочей молодежи, 1), в 1870-х — дом Севастьянова (ныне Дворец приемов Президента, пр. Ленина, 35), в 1930-х — спортивный комплекс «Динамо». Но чаще пруд использовался как необходимый для промышленных нужд водосборник.
Жители ремесленных слобод строили на берегу бани и огороды. Работники золотосплавочной лаборатории спускали в пруд отходы производства. Мукомолы выстроили мельницу
Только после революции набережные стали использовать как общественное пространство. В 1940 на набережной были выстроены фигуры сталеваров и спортсменов по проекту архитектора С.В.Домбровского.
Пустота пространства над городским прудом дает местному жителю ощущение свободы, за которую горожане готовы бороться.
В 2018 году екатеринбуржцы несколько раз выходили «обнимать» пруд. Общественники, выступавшие против застройки водной глади, выстроились по берегу и взялись за руки
Еще в XIX веке на набережной городского пруда были установлены бюсты Петру I и Екатерине I. В 1917 году они исчезли. Считалось, что их потопили в пруду. На их месте теперь стоят памятники уральским писателям Дмитрию Мамину-Сибиряку и Павлу Бажову.
В 1990-х во время очистки пруда водолазы долгое время искали Ваньку Голого — так называли памятник «Освобожденному труду», который стоял на главной городской площади с 1921 по 1926 год. По легенде, жителям он не нравился, и они сбросили его в пруд. Летом на берегу пруда у плотины собираются шахматисты и букинисты. В районе ККТ «Космос» собирается байкерская тусовка, у театра драмы — скейбордисты и танцоры.