Согласно словарю Владимира Даля, под писаницами (производное от глагола «писать») понимаются «неизвестные начертанья, чуждые письмена, встречаемые на береговых скалах». И действительно, особенностью уральских произведений первобытного искусства является их преимущественное расположение на отвесных скалах по берегам рек (реже озер).
Древние рисунки обнаружены на берегах рек Чусовая, Реж, Исеть, Нейва, Ирбит, Юрюзань, Белая
Наибольшее число живописных артефактов прошлого найдено на реке Тагил. Уральские писаницы ученые относят к позднему мезолиту, неолиту и бронзовому веку. Древнейшие же образцы первобытного искусства на Урале были созданы в эпоху позднего палеолита — 40-10 тыс. лет до н.э. Речь идет о знаменитой Каповой пещере на реке Белой в Башкирии и Игнатьевской пещере на реке Сим в Челябинской области.
Рукописные приветы из глубокого прошлого есть и в окрестностях Екатеринбурга — это Палкинская, Северская писаницы, а также рисунки на мысе Еловый. Существует мнение, что когда-то их могло быть значительно больше, однако с возведением в XVIII веке Верх-Исетского завода и города гранитные скалы с древними письменами разобрали на стройматериалы.
Один из самых известных в Свердловской области объектов наскального искусства — Ирбитский Писаный камень. Именно с него официально началось изучение писаниц Урала и наскальной живописи на территории России в целом.
Способствовал этому сам Петр Первый, издавший в 1699 году специальный указ по зарисовке и изучению таинственных рисунков на уральской скале
Исследования продолжились и в XIX-м, и в XX веке, на протяжении которых по берегам уральских рек обнаруживались все новые и новые образцы древнего наскального творчества.
Ирбитский Писаный камень находится на левом берегу реки Ирбит, недалеко от деревни Писанец в Артемовском районе Свердловской области. На западной стороне скалы располагаются три группы наскальных изображений, возраст которых предположительно 3–4 тысячи лет.
Сюжеты характерны для уральских писаниц — это животные, люди, геометрические фигуры и символы
Толщина линий на рисунках из красной охры намекает на то, что рисовали их пальцами. Удивительно, что эти живописные следы древних людей не могли уничтожить целые века, но чуть не погубила современная цивилизация.
В XX веке этот уникальный исторический объект дважды взрывали с целью добычи известняка и щебня для строительных нужд
Так была уничтожена одна из четырех групп наскальных рисунков. К счастью, материал оказался для стройки не пригоден, это и спасло скалу от полного разрушения.