Ехать в Касли надо уже только для того, чтобы побывать в этом удивительном музее. Расположен Каслинский историко-художественный музей в особняке середины XIX века, принадлежавшего купцу Лежневу. Каменный дом он использовал в качестве своей мясной лавки. Рядом до сих пор сохранился двухэтажный дом, объект культурного наследия, в котором два века назад жила купеческая семья Лежнева. Сейчас здесь обосновался каслинский военкомат.
Открылся музей в 1962 году. Помимо постоянной экспозиции, здесь ежегодно проходят 12 и более тематических выставок, которые посещают более 20 тысяч человек.
На постоянной экспозиции музея, помимо штучных экспонатов из чугуна, поражающих легкостью и выразительностью, вы узнаете все об истории возникновения и развития художественного литься на Урале. Каслинское литье - как промысел - здесь появилось до появления завода. В 1747 году тульский купец Яков Коробков приобрел землю между озерами Большие Касли и Иртяш под строительство чугуноплавильного и железоделательного завода. Через два года завод заработал. Производство железа, чугуна, чугунных чушек и слитков – ассортимент сохранялся неизменным довольно долго, даже при смене собственника, когда владельцем завода стал представитель знаменитой уральской семьи промышленников, Демидовых.
Все изменилось, когда в 1809 году завод перешел в собственность Льву Ивановичу Расторгуеву. Он понял, что нужно выпускать что-то интересное людям. В век печного отопления – это, прежде всего, посуда. В коридоре музея можно видеть множество предметов XIX века, среди которых утюги и подставки под них, посуда всевозможных видов и размеров.
Внимательный посетитель постоянной музейной экспозиции обратит внимание на “детскую” чугунную посуду.
- По заводскому прейскуранту того времени, эти предметы значились как “пепельница”, - поясняет нам младший научный сотрудник музея
Екатерина Грачева. – Но дети, конечно, ими играли, приучались к ведению домашнего хозяйства по примеру своих мам.
В 1821 году Григорий Федорович Зотов, управляющий каслинского завода, отправляется в Берлин. Цель – посмотреть, что делают там из чугуна. И выясняет, что помимо посуды, там мастерят всевозможные рамки для портретов, канделябры, подсвечники, вазы для сухих цветов, садово-парковую мебель, скульптуру. На Урале в то время конкурировали порядка десяти чугунолитейных заводов. Каслинский стремился к лидерству как в ассортименте, так и в качестве литья!
Как достичь хороших результатов? Правильно, следует изучить рынок и привлечь профессионалов!
Так и сделали. Пригласили на завод Михаила Денисовича Канаева, скульптора и медальера, выпускника императорской художественной академии. До приезда в Касли он работал в Екатеринбурге на монетном дворе.
Мастер предложил создавать собственные модели ажурных коробочек, кувшинчиков для сухих цветов, свои модели канделябров и скульптуру, не связанную с бытовым назначением, так называемую “круглую скульптуру”: “Амур - оборванный хромой” и “Геркулес, поднимающий камень”.
А еще он открыл при заводе ремесленную художественную школу, где обучал детей 10-12 лет рисунку по дереву и по металлу, лепке из глины и из воска, формовке и чеканке. То есть, и о будущих заводских кадрах подумал, и качество продукции повысил.
Наверное, Канаев сделал бы еще многое полезное для завода. Но вмешалась болезнь. Мастер нашел упокоение на городском кладбище.
В рассказе экскурсовода обязательно прозвучит еще одна знаковая для местного предприятия фамилия – Бах. Основатель семейства, Роман Иванович Бах и все пятеро его сыновей были скульпторами, зодчими и ваятелями. Все дети прошли школу Академии художеств Санкт-Петербурга. Одного из сыновей, Николая, Роман Иванович отправляет в Касли. Цели у дальней “командировки” было две: принести пользу заводу и укрепить здоровье Николая Романовича, страдающего туберкулезом. Скульптор приезжает не с пустыми руками, привозит знаменитые работы своего отца. Например, такие, как письменный прибор, который состоял из чернильницы с названием “драка филина с ястребом”, пресс-бювара “куропатки под сломанным деревом”, пресс-папье “глухарь на току”, лоточка и т.д..
Суровой столичной публике Николай Романович Бах с отцом показывают уральскую природу, флору и фауну.
И снова судьба не дает возможности талантливому скульптору развернуться! Спустя полгода Николай Бах умирает от болезни.
- Читали сказ Бажова “Чугунная бабушка”? Павел Бажов, будучи корреспондентом свердловской газеты, получил задание проехаться по городам Урала и написать о промыслах края. Приехав на каслинский завод, он познакомился с нашим местным скульптором Василием Федоровичем Торокиным, - рассказывает нам еще одну историю Екатерина Грачева. - И настолько его поразило художественное литье наших мастеров, что он посвятил мастеру-литейщику каслинского завода свой сказ “Чугунная бабушка”.
Благодаря семье Бахов каслинскому заводу открываются двери в лучшие мастерские того времени, в частности – Санкт-Петербурга. Сложилось даже судьбоносное сотрудничество с мастерской знаменитого Петра Карловича Клодта. На завод приходили готовые произведения в гипсе, а каслинские мастера отливали их в чугуне. Выгода всем: мастерская Клодта получала готовые произведения в чугуне, а каслинский завод получал право на изготовление и тиражирование этих произведений.
Это сотрудничество подарило Каслям символ. Им стала скульптура “конь с попоной” авторства П. К. Клодта. С 1972 года этот большой чугунный конь на каменном постаменте украшает въезд в город. А с 2002 года – он появился на современном гербе г. Касли.
- Вот еще интересный экспонат и история, которая с нем связана, - продолжает знакомить с музеем Екатерина Грачева. – Скульптура “Россия”. Создана она в 1896 году Николаем Акимовичем Лаверецким для Новгородской промышленной выставки. Тогда в Нижнем Новгороде скульптура занимает первое место и всеобщее признание. Каслинское литье переходит на новый уровень. Представлять страну на всемирной промышленной выставке в Париже в 1900-м году доверено каслинскому заводу!
Как всегда, скоро сказка сказывается – да не скоро дело делается. Французы выделили для российской экспозиции такую маленькую площадку, на которой все художественные работы Каслинского завода никак не умещались. Так появился знаменитый каслинский павильон. Большая чугунная витрина в виде беседки, украшенной красным бархатом, стала обладателем Гран-при конкурса и большой золотой медали. Один из главных входов в каслинский павильон украшала двухметровая скульптура России. Внутри – нашлось место для всех уникальных художественных произведений завода.
- Мы часто слышим фразу: “Россия не продается”! Это высказывание связывают с историей, которая произошла на всемирной выставке в Париже, - улыбается наш экскурсовод. - Документально это не подтверждено, но легенда живет. Дело в том, что было очень много желающих приобрести каслинский павильон со всем его содержимым. Один из них – действующий тогда президент Франции Эмиль Лубе. Когда он посетил каслинский павильон и увидел всю его красоту, то изъявил готовность приобрести его за 1 млн рублей. Огромные деньги для того времени! Управляющий Кыштымского горного округа, куда входил каслинский завод, представляющий интересы на этой выставке Павел Михайлович Карпинский отказал. Тогда Лубе удвоил сумму выкупа. И услышал ответ: “Покупайте все. Россия – не продается”. Но без скульптуры России французы не купили ничего. И наш павильон вернули в Касли.
На Родине до каслинского павильона долгое время никому не было никакого дела. Это и неудивительно: начало XX века – череда революций и войн. Народу было не до искусства. После революции о павильоне вспомнили и решили переплавить на сковороды и чугунки. Распоряжение вызвало возмущение у заводских мастеров. Они обратились в Екатеринбургский уезд Пермской губернии с просьбой спасти каслинский павильон. Там отреагировали, создали комиссию, которая прибыла в Касли и забрала уцелевшую от переплавки часть павильона в Екатеринбург, где и теперь ее можно увидеть в музее изобразительного искусства на Воеводина, 5.
Скульптура “Россия” не продавалась и не тиражировалась до 1996 года, но затем распоряжением Бориса Ельцина “пошла в массы”. Скульптура стала одной из самых тиражируемых произведений каслинского художественного литья.
В музее много еще интересного, всего не расскажешь! Надо ехать, смотреть. А еще – отыскать свой знак зодиака на столе местного производства. И загадать желание. Говорят, что сбывается все, стопроцентно.
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Каслинский историко-художественный музей
Расскажи историю