Дата основания единственного на Урале музея андеграундного искусства – 28 апреля 2022 года. В обозримых планах, до которых рукой подать – годовщина! Здесь представлена такая уникальная подборка ярких и самобытных работ земляков, что можно приходить ежедневно – и всякий раз получать новую порцию эмоций.
Основой стала частная коллекция бизнесмена Павла Неганова, который 15 лет собирал работы мастеров советского художественного андеграунда (от англ. underground — подполье, подпольный).
Музей находится на одной из старинных центральных улиц Екатеринбурга, на улице Добролюбова. Экспозиция разделена на тематические залы, где представлены работы художников из Свердловска, Москвы, Ленинграда, Одессы.
В первом зале вам расскажут об участниках так называемого неофициального свердловского объединения художников-нонконформистов – “Уктусской школе”. Их творческий период приходится на 60-70-е годы прошлого столетья. Среди основателей – Феликс Волосенков, Валерий Дьяченко, Анна Таршис. Позднее – Галамага Александр, Евгений Арбенев, Сергей Сигей. Посетители музея увидят работы различных направлений: экспрессионизм, гипер-реализм, радикальный авангард и других.
Неофициальные художники позиционировались как экспериментаторы. Их увлекал поиск возможностей изобразительного искусства. Например, Сергей Сигей, супруг Анны Таршис, интересовался русским футуризмом. Благодаря ему уктуссцы зачитываются поэзией Хлебникова, Крученых.
Валерий Дьяченко и Анна Таршис начинают выпускать журнал «Номер» в формате самиздата. Журнал выходит несколько раз, и всякий раз – в единственном экземпляре. В нем – графика, визуальная поэзия, размышления художников. Журнал знали в очень узком кругу. Уктуссцы считали себя художниками интеллектуальными, чье творчество доступно избранным. Кроме того, закрытость обуславливалась временем: демонстрировать подобного рода художества тогда было небезопасно.
Ближе всего уктуссцы контактировали с сюрреалистами и метафизиками, например, с Валерием Гавриловым, фигурой в свердловском андеграунде очень известной, неординарной. Он проявил себя мастером сюрреалистического склада, сформировавшимся как художник еще до знакомства с западным сюрреализмом. Его супруга, Зинаида, была и художником, и графиком, и поэтессой. Сам Валерий писал стихи, размышлял о мистическом, причем делал это не только в формате изобразительного искусства, но и сочинял трактаты, раскладывал мистику на критерии.
У творческой пары было шестеро детей. Жили они в небольшом домике на улице Горького 22. Это местечко называли еще “воронья слободка”. Здесь сформировалось причудливая богемная среда, сообщество “странных” людей.
То, какой иногда могла быть жизнь неофициальных художников, показал другой автор, Виктор Трифонов. В частности, это можно видеть на представленной в музее андеграунда картине “Автопортрет”. На полотне изображены несколько нетрезвых человек в интерьере мастерской, есть также изображение жены, которая как бы не участвует в пьяном кураже, и даже немного осуждает происходящее. Интересно, что в центре видим не самого художника, а ещё одного героя местной неофициальной культуры, Льва (Лёвку) Фельдман: поэта, мыслителя, не случившегося художника. Трифонов его изображает в центре, опутанным зеленым змием, угодливо наливающим порцию чего-то настолько горячительного, что в окно дома просачиваются черти, салютующие очередной добавкой. Себя Трифонов показал развалившимся на стуле в углу картины, скромно спящим. Автор узнаваем не только по отдаленному портретному сходству, но и по одежде. Небесные, голубые цвета характерны для его живописи в целом. У Трифонова могут быть неприятные, странные сюжеты, но в них везде присутствует, просачивается чистый небесный цвет.
В этом зале есть еще масса интересного для изучения. На полотнах – узнаваемые события и памятные даты. Часть экспозиции посвящена первой официальной выставке неофициальных художников, которая состоялась в 1987 году в здании ДК Ленинского района, на Сурикова 31. Для Свердловска она стала прорывом представителей подпольной культуры – к публике. Авторы впервые смогли показать широкой аудитории свои работы, даже Валерий Гаврилов, который скончался несколькими годами ранее.
Еще важный автор – Владимир Георгиевич Жуков. Он представлен серией картин «Металлопластика». По меркам того времени – серия довольно новаторская. Жуков обращается к такому простому материалу, как жесть, однако работает с ней неординарно.
Материал художник режет, загибает, будто бы склеивает, комкает, словно имеет дело не с твердым, плотным материалом, а с кожей, с листами плотной бумаги, картона. Свои композиции Жуков окрашивает, в его работах все приобретает символическую нагрузку.
Представлены в первом зале работы другого известного художника, Николая Федореева. Он также использовал простые, доступные материалы: какие-то брусочки, гвозди, краску. Художник работал в отделе строительной эстетики (как они сами себя называли), то есть занимался декорированием архитектурных сооружений, зданий. Материалы, которые оставались в большом количестве, использовал для своего творчества, придавая им абсолютно другое звучание. Представленная в музее работа автора “Крестилище” имела большой резонанс. Для того, чтобы первым её зрителям пройти сквозь эту рамку с торчащими гвоздями, людям пришлось набраться смелости.
Среди ярких авторов первого зала – Виктор Махотин, легенда Свердловска. Он руководил выставкой на "Станции вольных почт", на Ленина 11. Талантливый организатор и самобытный автор. Писал картины в экспрессионистической манере, иногда обращался к примитивизму. В 90-е годы Махотин работает хранителем музея «Метальная лавка», который располагался в старой водонапорной башне. Башня до сих пор находится на Плотинке. А ни музея, ни самого художника давно уже нет.
Конечно, в первой экспозиции музея можно познакомиться с такой яркой фигурой художественного андеграунда, как Евгений Малахин. Он же – старик Букашкин.
Евгений Малахин в 70-е годы – это инженер-энергетик и творец. Он берет в руки фотокамеру, но неординарно взаимодействует с негативами. Художник экспериментирует: он мог перенагреть пленку, мог ее сварить (его работы даже называли варенками), полить кислотой, поцарапать, добиваясь размытых, непредсказуемых изображений.
В 80-е годы Малахин полностью отходит от фотографии. Однако вокруг него, как человека очень необычного, формируется кружок молодых людей – студентов из архитектурного института, из художественных училищ. Объединение получает название “Картинник”, а Малахин становится руководителем. Несколько работ этой анонимной группы представлены на выставке в виде ироничных, милых арт-объектов.
Как Евгений Михайлович Малахин стал стариком Букашниным?
Это произошло уже после “суриковской” выставки неофициальных художников, где он участвовал под псевдонимом Какий Акакиевич Кашкин, сокращенно – К.А.Кашкин. А после выставки – стал БУ Кашкин, то есть “бывший в употреблении” Кашкиным – а именно, стариком Букашкиным. Такая игра с языком очень характерна для Малахина, у него был поэтический талант. В отличие от уктуссцев, он говорит, что искусство – не для избранных, а для всех. Творчество – оно повсюду, его призвание – преображать окружающую действительность. Выйдя на пенсию, Малахин устраивается дворником. Но ему мало просто убирать территорию. Вместе с “Картинником”, он расписывает мусорные баки, городские стены, гаражи. До наших дней сохранился их дворик по адресу Ленина, 5, а также – дворик между улицей Толмачева и Пушкина. Кстати, прекрасные работы можно видеть во дворике музея андеграунда – прямо под открытым небом.
У Малахина для всего была своя концепция. Он говорил, что постмодернисты из музея хотят помойку сделать. А мы – из помойки сделаем музей! Художник стал одной их легенд Свердловска, Екатеринбурга. И до сих пор разговаривает с нами – когда мы приходим сюда, в музей, смотрим на его удивительные работы.
Музей Андеграунда – место, где стоит побывать. Познакомиться с богатейшей коллекцией, получить представление о разнообразии поисков мастеров советской эпохи и художников 1990-х гг., полюбоваться их произведениями. Поразиться полету творческой фантазии и вдохновиться. А кроме того, здесь организуют, помимо постоянной экспозиции, временные выставки, проходят концерты, лекции, перформансы, спектакли. Приходите!
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Музей Андеграунда в Екатеринбурге
Расскажи историю