Истории.
Маршруты.Места.

Добавить историю

Добавить место

Добавить фото

Музей Андеграунда в Екатеринбурге

Музей Андеграунда в Екатеринбурге

Расскажи историю

Громкие и тихие имена андеграунда

В избранное
Дата основания единственного на Урале музея андеграундного искусства – 28 апреля 2022 года. В обозримых планах, до которых рукой подать – годовщина! Здесь представлена такая уникальная подборка ярких и самобытных работ земляков, что можно приходить ежедневно – и всякий раз получать новую порцию эмоций.
IMG_8567.jpg
IMG_8568.jpg
Основой стала частная коллекция бизнесмена Павла Неганова, который 15 лет собирал работы мастеров советского художественного андеграунда (от англ. underground — подполье, подпольный).
IMG_8572.jpg
IMG_8573.jpg
Музей находится на одной из старинных центральных улиц Екатеринбурга, на улице Добролюбова. Экспозиция разделена на тематические залы, где представлены работы художников из Свердловска, Москвы, Ленинграда, Одессы.
IMG_8579.jpg
IMG_8576.jpg
В первом зале вам расскажут об участниках так называемого неофициального свердловского объединения художников-нонконформистов – “Уктусской школе”. Их творческий период приходится на 60-70-е годы прошлого столетья. Среди основателей – Феликс Волосенков, Валерий Дьяченко, Анна Таршис. Позднее – Галамага Александр, Евгений Арбенев, Сергей Сигей. Посетители музея увидят работы различных направлений: экспрессионизм, гипер-реализм, радикальный авангард и других.
IMG_8581.jpg
IMG_8584.jpg
Неофициальные художники позиционировались как экспериментаторы. Их увлекал поиск возможностей изобразительного искусства. Например, Сергей Сигей, супруг Анны Таршис, интересовался русским футуризмом. Благодаря ему уктуссцы зачитываются поэзией Хлебникова, Крученых.
IMG_8595.jpg
Валерий Дьяченко и Анна Таршис начинают выпускать журнал «Номер» в формате самиздата. Журнал выходит несколько раз, и всякий раз – в единственном экземпляре. В нем – графика, визуальная поэзия, размышления художников. Журнал знали в очень узком кругу. Уктуссцы считали себя художниками интеллектуальными, чье творчество доступно избранным. Кроме того, закрытость обуславливалась временем: демонстрировать подобного рода художества тогда было небезопасно.
IMG_8570.jpg
IMG_8585.jpg
Ближе всего уктуссцы контактировали с сюрреалистами и метафизиками, например, с Валерием Гавриловым, фигурой в свердловском андеграунде очень известной, неординарной. Он проявил себя мастером сюрреалистического склада, сформировавшимся как художник еще до знакомства с западным сюрреализмом. Его супруга, Зинаида, была и художником, и графиком, и поэтессой. Сам Валерий писал стихи, размышлял о мистическом, причем делал это не только в формате изобразительного искусства, но и сочинял трактаты, раскладывал мистику на критерии.
IMG_8602.jpg
IMG_8593.jpg
IMG_8625.jpg
IMG_8603.jpg
У творческой пары было шестеро детей. Жили они в небольшом домике на улице Горького 22. Это местечко называли еще “воронья слободка”. Здесь сформировалось причудливая богемная среда, сообщество “странных” людей.
IMG_8612.jpg
То, какой иногда могла быть жизнь неофициальных художников, показал другой автор, Виктор Трифонов. В частности, это можно видеть на представленной в музее андеграунда картине “Автопортрет”. На полотне изображены несколько нетрезвых человек в интерьере мастерской, есть также изображение жены, которая как бы не участвует в пьяном кураже, и даже немного осуждает происходящее. Интересно, что в центре видим не самого художника, а ещё одного героя местной неофициальной культуры, Льва (Лёвку) Фельдман: поэта, мыслителя, не случившегося художника. Трифонов его изображает в центре, опутанным зеленым змием, угодливо наливающим порцию чего-то настолько горячительного, что в окно дома просачиваются черти, салютующие очередной добавкой. Себя Трифонов показал развалившимся на стуле в углу картины, скромно спящим. Автор узнаваем не только по отдаленному портретному сходству, но и по одежде. Небесные, голубые цвета характерны для его живописи в целом. У Трифонова могут быть неприятные, странные сюжеты, но в них везде присутствует, просачивается чистый небесный цвет.
IMG_8608.jpg
IMG_8611.jpg
В этом зале есть еще масса интересного для изучения. На полотнах – узнаваемые события и памятные даты. Часть экспозиции посвящена первой официальной выставке неофициальных художников, которая состоялась в 1987 году в здании ДК Ленинского района, на Сурикова 31. Для Свердловска она стала прорывом представителей подпольной культуры – к публике. Авторы впервые смогли показать широкой аудитории свои работы, даже Валерий Гаврилов, который скончался несколькими годами ранее.
IMG_8616.jpg
Еще важный автор – Владимир Георгиевич Жуков. Он представлен серией картин «Металлопластика». По меркам того времени – серия довольно новаторская. Жуков обращается к такому простому материалу, как жесть, однако работает с ней неординарно.
IMG_8605.jpg
IMG_8591.jpg
Материал художник режет, загибает, будто бы склеивает, комкает, словно имеет дело не с твердым, плотным материалом, а с кожей, с листами плотной бумаги, картона. Свои композиции Жуков окрашивает, в его работах все приобретает символическую нагрузку.
IMG_8590.jpg
IMG_8622-2.jpg
Представлены в первом зале работы другого известного художника, Николая Федореева. Он также использовал простые, доступные материалы: какие-то брусочки, гвозди, краску. Художник работал в отделе строительной эстетики (как они сами себя называли), то есть занимался декорированием архитектурных сооружений, зданий. Материалы, которые оставались в большом количестве, использовал для своего творчества, придавая им абсолютно другое звучание. Представленная в музее работа автора “Крестилище” имела большой резонанс. Для того, чтобы первым её зрителям  пройти сквозь эту рамку с торчащими гвоздями, людям пришлось набраться смелости.
IMG_8582.jpg
Среди ярких авторов первого зала – Виктор Махотин, легенда Свердловска. Он руководил выставкой на "Станции вольных почт", на Ленина 11. Талантливый организатор и самобытный автор. Писал картины в экспрессионистической манере, иногда обращался к примитивизму. В 90-е годы Махотин работает хранителем музея «Метальная лавка», который располагался в старой водонапорной башне. Башня до сих пор находится на Плотинке. А ни музея, ни самого художника давно уже нет.
IMG_8588.jpg
Конечно, в первой экспозиции музея можно познакомиться с такой яркой фигурой художественного андеграунда, как Евгений Малахин. Он же – старик Букашкин.
IMG_8635.jpg
IMG_8636.jpg
Евгений Малахин в 70-е годы – это инженер-энергетик и творец. Он берет в руки фотокамеру, но неординарно взаимодействует с негативами. Художник экспериментирует: он мог перенагреть пленку, мог ее сварить (его работы даже называли варенками), полить кислотой, поцарапать, добиваясь размытых, непредсказуемых изображений.
IMG_8631.jpg
В 80-е годы Малахин полностью отходит от фотографии. Однако вокруг него, как человека очень необычного, формируется кружок молодых людей – студентов из архитектурного института, из художественных училищ. Объединение получает название “Картинник”, а Малахин становится руководителем. Несколько работ этой анонимной группы представлены на выставке в виде ироничных, милых арт-объектов.
IMG_8642.jpg
Как Евгений Михайлович Малахин стал стариком Букашниным?
IMG_8588.jpg
Это произошло уже после “суриковской” выставки неофициальных художников, где он участвовал под псевдонимом Какий Акакиевич Кашкин, сокращенно – К.А.Кашкин. А после выставки – стал БУ Кашкин, то есть “бывший в употреблении” Кашкиным – а именно, стариком Букашкиным. Такая игра с языком очень характерна для Малахина, у него был поэтический талант. В отличие от уктуссцев, он говорит, что искусство – не для избранных, а для всех. Творчество – оно повсюду, его призвание – преображать окружающую действительность. Выйдя на пенсию, Малахин устраивается дворником. Но ему мало просто убирать территорию. Вместе с “Картинником”, он расписывает мусорные баки, городские стены, гаражи. До наших дней сохранился их дворик по адресу Ленина, 5, а также – дворик между улицей Толмачева и Пушкина. Кстати, прекрасные работы можно видеть во дворике музея андеграунда – прямо под открытым небом.
IMG_8651.jpg
IMG_8673.jpg
IMG_8586.jpg
У Малахина для всего была своя концепция. Он говорил, что постмодернисты из музея хотят помойку сделать. А мы – из помойки сделаем музей! Художник стал одной их легенд Свердловска, Екатеринбурга. И до сих пор разговаривает с нами – когда мы приходим сюда, в музей, смотрим на его удивительные работы.
IMG_8658.jpg
IMG_8662.jpg
IMG_8687.jpg
Музей Андеграунда – место, где стоит побывать. Познакомиться с богатейшей коллекцией, получить представление о разнообразии поисков мастеров советской эпохи и художников 1990-х гг., полюбоваться их произведениями. Поразиться полету творческой фантазии и вдохновиться. А кроме того, здесь организуют, помимо постоянной экспозиции, временные выставки, проходят концерты, лекции, перформансы, спектакли. Приходите!
IMG_8667.jpg
IMG_8695.jpg
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин

г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д. 4

Телефон

В избранное

Возврат к списку