Здесь сидел князь Петр Пронский, с которым беседует Робинзон Крузо почти половину книги Даниэля Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». На четыре года сюда отправили писателя Александра Грина (впрочем, через несколько дней он сбежал). Но наиболее яркий след в жизни Туринска оставили декабристы — они научили город садоводству и разбили в нем парк. А истории любви декабристов, развернувшиеся в Туринске, стали сюжетами книг и фильмов.
Первым в Туринск прибыл Степан Семенов — для него это была уже ссылка из... ссылки в Омск.
Туринском Семенова наказали за то, что он сопровождал известного путешественника и естествоиспытателя Александра Гумбольдта в поездке по Омской губернии, что было признано «несоответствующим положению ссыльного»
В Туринске Семенов пробыл два с половиной года.
В 1835 году в Туринск приезжает Василий Ивашев. В его доме сейчас находится музей декабристов. Деньги на строительство и проект дома дал отец Ивашева — Петр Никифорович, бывший начальник штаба А. В. Суворова. Чтобы получить разрешение отправить деньги сыну, считавшемуся государственным преступником, Ивашев попросил о помощи своего приятеля — наставника Александра Второго поэта Василия Жуковского. Разрешение тот получил, но протекция декабристам долго аукалась поэту.
В доме Ивашевых разворачивается первая история трагической любви и смерти.
Долгое время рассказ о ней был популярен в светских кругах России и стал сюжетом повести Михаила Веневитинова «Роман декабриста» и незаконченного романа Льва Толстого «Декабристы»
Француженка Камилла Ле-Дантю, дочь гувернантки семьи Ивашевых, сама бывшая гувернанткой в Санкт-Петербурге и влюбленная в Василия Ивашева с детства, приехала за Ивашевым в Читу, где обвенчалась с ним, удержав его от побега в Китай, а затем последовала и в Туринск. В любви молодые жили недолго: в конце декабря 1839 года Камилла умирает после сложных родов. Ровно год Василий Ивашев смог прожить без нее — в декабре 1840 он умирает от тоски. Памятник на могилу, который он спроектировал для любимой, становится их общим памятником. Он и сейчас стоит на городском кладбище — выслушав в музее историю романтической любви, посмотрев сохранившиеся личные вещи декабриста и копии планов дома, начерченных рукой его отца, обязательно прогуляйтесь до погоста. По преданию, вскоре после похорон супругов Ивашевых рядом с могилой выросли два дерева. Местные верили, что в эти деревья вселились души декабриста и его жены, и на могилу идут попросить защиты в любви.
Незадолго до смерти Камиллы в Туринск после 12 лет на рудниках в Забайкалье приезжает лицейский друг Пушкина — декабрист Иван Пущин. После трагедии в семье Ивашевых, чтобы поддержать друга, он селится в его доме.
Сам Туринск Пущину категорически не нравится
«Новый городок мой не представляет ничего особенно знаменательного, я думал найти более удобств для жизни, нежели в самом деле оказалось... Природа здесь чрезвычайно однообразна, все плоские места, которые наводят тоску...», — жаловался Пущин в письмах друзьям.
По одной из версий, кстати, Пущин и его знакомая Наталья Фонвизина, в девичестве Апухтина, были прототипами Евгения Онегина и Татьяны Лариной
Находясь в Туринске, Пущин активно переписывается с Фонвизиной, уехавшей с мужем в ссылку в Тобольск. В 1857 году они поженятся, но это уже совсем другая, не туринская, история.
Еще одна история любви, ставшая сюжетом книги Александра Дюма «Учитель фехтования» и фильма Марка Захарова «Звезда пленительного счастья», — поручика Ивана Анненкова и француженки Полины Гебль, хоть и началась, и закончилась не в Туринске, здесь развивалась. Полина Гебль, работавшая модисткой в торговой фирме «Дюманси», приехала в ссылку к влюбленному в нее Анненкову и вышла за него замуж. В Туринске Анненковы прожили несколько лет, уже будучи женатыми и с детьми. Затем они переехали в Тобольск.
Всего же в Туринске в ссылке жили семь декабристов: помимо Семенова, Ивашева, Пущина и Анненкова, — Басаргин, Оболенский и Бригген. В городе сохранился также особняк Басаргина — сейчас в нем располагается Дом традиционных промыслов и ремесел. Будучи цветоводом-любителем, Николай Басаргин разбил сад. Считается, что многие растения на Урале начинал выращивать именно он. Напротив домов Басаргина и Ивашева расположен высаженный декабристами парк — старейший на Урале.