По мнению знаменитого геохимика, академика Александра Ферсмана (1883-1945) возможна жизнь не только белковой (углеводной) формы, но и кварцево-кремниевой (кремень, SiO2 — это минерал, содержащий одну из вариаций кварца — халцедон и опал). Камни рождаются, растут, стареют и умирают. Так медленно, что мы не можем это ощутить.
Ни о чём таком вам не расскажут в нашем маленьком Эрмитаже на Ленина 37. Здесь работают практики-реалисты. Но будьте уверены — увлекательно преподнесут историю камнерезного искусства и ювелирного дела на Урале. А представленные там изумруды, раритеты и современные изделия из камня заронят в душу любовь к мастерам, посягнувшим оживить красоту и без того долговечного камня.
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге — единственный в России государственный музей подобного профиля, где можно проследить всю историю добычи и обработки камня на Урале
Открыт для посетителей с 1993 года и уже получил российское и международное признание. В его фондах хранится более 16 000 музейных памятников.
Организовала музей главный хранитель Областного краеведческого музея Надежда Пахомова. Именно она в 90-е добилась передачи под музей здания федерального памятника начала XIX века (бывшей аптеки Горного ведомства, архитектора Михаила Малахова), расположенного в самом центре города. Музей вырос из её программы «Мир камня», которую поддержал главный словесник страны Дмитрий Лихачев.
Одним из главных спонсоров проекта стал завод «Русские самоцветы» — преемник традиций Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики. Теперь только в этом музее и можно узнать историю некогда знаменитого производства, начиная с 1920-х годов и до 2004 года, когда предприятие перестало существовать.
Сейчас здесь поражают воображение «золотая кладовая» (все-таки первое в России золото было открыто именно у нас, в Березовском) и «изумрудная комната».
Здесь хранится внесенный в список крупнейших изумрудных штуфов мира «Звездарь»
Есть в музее и комната, напрямую к минералам не относящаяся — Бажовский зал. Здесь выставлена серия лаковых панно мастеров Палеха, созданных по сказам Павла Бажова.
Бажовский персонаж Данила-мастер — образ собирательный. В музее расскажут о реальных людях, прославивших страну своим мастерством. В первую очередь, это Алексей Денисов-Уральский. Живописец и камнерез жил в Екатеринбурге на стыке прошлого и позапрошлого веков. Его работы в своё время покорили Москву и Санкт-Петербург, Копенгаген и Париж. Именно этому мастеру первому пришло на ум организовать тот самый музей, что появился в Екатеринбурге сто лет спустя.