Эти экспонаты ездили по улицам Екатеринбурга в течение почти сотни лет. Построить трамвайную линию собирались еще в царской России, в конце XIX века, но в Екатеринбурге на это не хватило денег. Получилось только при советской власти.
Первый десяток трамваев выехал по маршруту от Цыганской площади (Южное Депо) до железнодорожного вокзала в 1929 году. Ровно в 10 утра после торжественного митинга первые составы поехали по городу. На каждой остановке их встречали аплодисментами ликующие жители. Это было символом прогресса и городским чудом света.
Построили первую трамвайную линию свердловчане вручную
Основным оборудованием для стройки были лом и лопата. Через год в городе запустили еще три линии, которые поначалу будут однопутными. Ждать свой «номер» приходилось тогда подолгу.
Один из первых городских трамваев представлен в музее. Зайдя в него, вы сразу поймете, что первые трамваи не отапливались. Причем замерзал даже водитель.
Именно поэтому на конечных станциях водителям трамваев выдавали нагретые кирпичи, которые какое-то время позволяли кабине быть слегка теплой
К сожалению, в музее нет первых троллейбусов, которые запустили в Екатеринбурге в военное время, в 1942 году, до эвакуированного с Киева завода химического машиностроения (район Химмаш). В троллейбусах не было ни света, ни отопления. А ямы под столбы электрических сетей обязали копать самих жителей улиц, по которым прошёл маршрут.
В годы Великой Отечественной войны Свердловск был загружен эвакуированными заводами, а на трамваях перевозили не только пассажиров, но и грузы для заводов, и раненых с фронта. Чтобы справляться с нагрузкой, за время войны в городе построили рекордное количество путей. К существующим 123 добавили еще двадцать.
Проблему с нехваткой вагонов трамвая решили необычно.
Власти Свердловска вывезли 60 уцелевших, но пробитых пулями вагонов, из блокадного Ленинграда
После войны, в 1953 году, в городе насчитывалось 83 километра путей, 14 трамвайных, 3 троллейбусных и два водных маршрута.
Тогда на озеро Шарташ спустили два катера «Варяг» и «Ермак», которые перевозили до 40 человек
Их обслуживало все то же городское ТТУ. А среди вакансий были не только водители троллейбусов и трамваев, но и матросы.
В музее можно увидеть несколько поколений трамваев, которые колесили по городу в разные периоды истории. Например, в конце 50-х годов XX века в Свердловск поступили из Чехословакии знаменитые Tatra T-2. Сейчас Екатеринбург пытается перейти на низкопольный трамвай, который производится в городе. Но дела идут медленно.
Кстати, собираясь в музей, посмотрите, нет ли у них классической трамвайной экскурсии. Случается, что про историю города и транспорта в Екатеринбурге рассказывают прямиком из трамвая, да еще и под бокал вина.