Уникальный музей наивного искусства на Урале ведет свою историю с 2017 года. Открытие Музея Наива состоялось в исторический день рождения Екатеринбурга, 18 ноября.
Инициатором его создания стал екатеринбуржец Евгений Ройзман*. Он задумал это в пору пребывания главой Екатеринбурга, а затем – помог с выбором помещения и с музейным фондом. Ройзман* передал городу собственную частную коллекцию наивного искусства – порядка 600 картин – которые собирал несколько десятилетий.
Сейчас самый добрый музей в Екатеринбурге – Музей Наива – является филиалом “Екатеринбургского музея изобразительных искусств” (ЕМИИ). Пять с лишним лет отреставрированный старинный особняк живет культурной жизнью и открывает свои двери для посетителей, екатеринбуржцев и гостей Урала.
Местные сотрудники с улыбкой вспоминают казус, который произошел в день открытия музея: в длинной очереди желающих попасть вовнутрь нового культурного места стоял сам мэтр, Народный художник России, мастер с мировым именем – Виталий Волович! Конечно, это случилось по недоразумению. Зато сразу всем понятно, что открытие музея с работами художников-самоучек – событие, которое в Екатеринбурге долго ждали.
С 2017 года фонды музея сильно подросли. Художники приносят сюда свои картины, оставляют для благополучной выставочной судьбы. Их отдают в фонды Музея Наива родственники и наследники художников, коллекционеры и дружественные музеи. Многие авторы сначала участвуют в выставках – а потом, согретые лавиной благодарности публики и теплой атмосферой этого музея, преподносят свои работы в дар.
Так произошло, например, с прекраснейшей картиной “Цикута цветёт. Кот манул” Альфрида Шаймарданова. В 2021 году в музее Наива прошла его авторская выставка “Счастье навсегда”, после которой самобытный, яркий художник получил такой щедрый на душевную теплоту отклик от посетителей, что решил подарить музею свою картину. Неотразимый кот манул с выразительными, грустными глазами теперь является украшением постоянной экспозиции музея, к радости всех его посетителей и сотрудников.
Сейчас местная коллекция наивного искусства представлена не только непрофессиональными художниками Урала, но и авторами из многих других российских и зарубежных городов. Здесь есть работы живописцев из Казани, Ярославля, Вологды, Хвалынска, Пскова, из Хорватии и Гватемалы, из Москвы, из Нижнего Новгорода – и т.д.. Географический охват талантов продолжает увеличиваться и возрастать.
Гордость музея – зал с работами Альберта Николаевича Коровкина. Этот художник включен во всемирную энциклопедию наивного искусства. Энциклопедия издана в Югославии, в 1984-м году, и охватывает огромный пласт художников наивного искусства, самоучек от Америки – до Японии, со всех континентов. И среди лучших авторов наивного искусства мира – наш земляк, выходец с Урала, Альберт Коровкин.
Творчество уральского автора представлено во всем многообразии, от стеклодувных изделий в виде графинов, скульптурных композиций – до деревянных досочек и графических работ, линогравюр. Коровкин уникален уже тем, что самостоятельно разобрался в тонкостях сложнейших художественных техник. Если автор делал роспись по дереву – то использовал правила иконописи, предусмотрел даже шпонки с оборота. Линогравюра тоже требует глубоких познаний и мастерства. Каждая работа уникума Коровкина – жемчужина, которая находит уважительный отклик даже у маститых профессионалов.
В музее гордятся тем, что Коровкин бывал здесь, что от всего сердца благодарил за внимание к своему творчеству. Дружба с семьей уральского художника- самородка продолжается и поныне, часть работ Коровкина в фонды музея передала его вдова.
В музее отмечают, что за рубежом наших художников нередко знают лучше, чем на Родине. С Коровкиным и еще с одной художницей с Урала, Ниной Варфоломеевой, так и произошло. Её имя также вошло во “Всемирную энциклопедию наивного искусства”. Нина Варфоломеева тоже есть в собрании музея. Но листы графики авторства этой художницы невозможно демонстрировать круглый год, графика должна отдыхать. Однако при желании здесь есть возможность увидеть работы талантливого автора, которая после выхода на заслуженный отдых сменила кисть маляра – на кисть живописца.
Помимо постоянной экспозиции, в музее проходят временные выставки. Сейчас, к примеру, можно побывать на персональной выставке уральской художницы Оксаны Анчаровой "Самый ласковый ветер в моей голове".
Так зачем же приходить в Музей Наива? Прежде всего – за яркими эмоциями. Почти все местные картины или другие произведения искусства, как на подбор, - яркие, привлекательные, жизнеутверждающие. Их хочется рассматривать, удивляться их магнетизму, восхищаться. Они никого не оставляют равнодушными! В них могут быть нарушены какие-то каноны, потому что авторы не получили академических знаний. Но в этих музейных экспонатах есть главное – мысль, которая читается и оставляет неизгладимое впечатление, есть душа и, кажется, что в них пульсирует жизнь. Эти картины наивные, как дети, трогательны и доверчивы, они подкупают своей искренностью и влюбляют.
А еще Музей Наива – весомый аргумент для тех, кто не решается начать творить. Смотрите, как это здорово получилось у других – значит, у всех есть шанс повторить творческий успех!
* Евгений Ройзман признан в РФ физлицом-иноагентом.
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Музей Наива в Екатеринбурге
Расскажи историю