Музей открыт в здании первого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге, построенного в 1878 году. В Екатеринбурге есть привычка возводить новые вокзалы, когда действующие перестают вмещать пассажиров.Так делали уже 4 раза. В 1914 году было построено новое здание вокзала, а старое стали использовать военные и железнодорожники под свои нужды.
Мимо здания первого вокзала сложно пройти, хоть он и находится дальше от станции «Екатеринбург-Пассажирский». Его пряничная крыша с красными узорами притягивает внимание среди плотной застройки. В России есть точная копия этого вокзала — в Перми. Так было задумано при строительстве первой на Урале Горнозаводской железной дороге. Города, которые замыкали ее, имели одинаковые вокзалы.
В конце XIX века здание было поистине предметом гордости горожан. Вокзал появился на одном из первых фото о Екатеринбурге. Уральский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк писал, что ни московский, ни петербургский вокзалы не сравнятся по красоте с екатеринбургским вокзалом в русском стиле.
«Господа строители Уральского дороги, кажется, задались специальной целью поразить нас контрастом сравнительно с убожеством станционных домов...» , - писал Мамин-Сибиряк
В 2003 году в здании появился музей. Начинать осмотр его нужно снаружи. Перед входом выставлены персонажи, связанные с железной дорогой: проводница, путейцы, начальник станции, готовый ударить в колокол. Один удар — приготовиться к посадке, два удара — занять свои места в вагоне. Три — отправление поезда. Авторы скульптур — Юрий Крылов и Александр Кокотеев. Также рядом со входом разместилась экспозиция крупных объектов, которые не уместить в музее. Например, мраморная ваза. Ими в XIX веке была украшена ветка Екатеринбург-Челябинск. Тут же можно увидеть шлагбаум и семафор с рельсами.
Восторг посетителей внутри музея вызывают действующие точные макеты подвижных составов. А также два макета станций — Верх-Нейвинска 1950-х годов и действующей в Ревде. Искореженные вагонные листы, представленные на экспозиции, напоминают о событии 1988 года. Тогда на станции Сортировка в Екатеринбурге произошел крупнейший взрыв. Состав, перевозивший взрывчатые вещества, покатился под уклоном в поездной состав с углем, задев электрический столб. На станции отключилось все электричество, а после того, как сработало аварийное включение — произошел мощнейший взрыв. Пострадало более 600 домов в округе на Новой и Старой Сортировке. 500 человек было ранено, 4 сотрудника станции погибло.
В исторической части музея вы найдете документы и точную копию (не в полноценных размерах) первого паровоза в России. Его создали отец и сын Черепановы из Нижнего Тагила. Испытание первого русского паровоза началось в 1834 году. Опыта в строительстве железных дорог Ефим и Мирон Черепановы набирались в Швейцарии и Англии.