На самом деле о том, что на Урале была своя самобытная школа, которая в середине 1980 будет названа невьянской, узнали лишь в XX веке. До этого находили школы старообрядческого иконописания в Палехе, Ярославле и частично Москве. Истинная старообрядческая иконопись исчезла к концу XVIII века с приходом европейского стиля. Как пример этого времени в музее есть «Богоматерь Египетская», датированная 1734 годом.
Музей иконы в Екатеринбурге является первым частным музеем в стране, где базируется единственное такого масштаба собрание Невьянской иконы — с начала XVIII до первой трети XX веков.
Собирать их начал политик, тогда еще не избранный мэром Екатеринбурга, Евгений Ройзман
На сегодняшний день в музее хранится порядка 700 икон.
Невьянская иконопись была оригинальной ветвью русской иконописи. Ею занимались старообрядцы, которые в начале XVIII века активно заселяли Урал. Из центральной России их гнала православная церковь и власть. Название ветки иконописи дал город Невьянск, знакомый по своей а-ля Пизанской наклонной башне. Именно в этом городе тогда было самое больше скопление иконописцев-старообрядцев, которые не скупились на золото в своих иконах.
Если внимательно всматриваться в образы, то можно разглядеть на их фоне реальные горно-заводские пейзажи, архитектуру и другие природные подробности, присущие Уралу того времени
Особо известной среди невьянских иконописцев была династия Богатыревых. Их работы в стиле русского барокко и классицизма были востребованы среди части старообрядческого купечества и золотопромышленников, которые держали всю экономику Урала в своих руках.
Расцвет невьянской иконы пришелся на царствование Александра I. С его приходом к власти на Урале активно начало развиваться промышленное дело. А как следствие - у владельцев фабрик и золотых приисков появился сверхдоходы, который они начали тратить на престижные для них заказы.
Икона для промышленников-старообрядцев была не только ценностью для демонстрации капитала, по ней они делили окружение на «своих» и «чужих» людей
Невьянскую икону начал собирать на Урале Евгений Ройзман в 1980 году. Сначала он хранил иконы у себя дома, в офисе и частично в реставрационных мастерских. Когда их стало больше 300, к Ройзману поступило предложение от уральского бизнесмена Анатолия Павлова, который готов был отдать под музей иконы свое помещение на Толмачева, 21. Сейчас на этом месте находится кофейня Павлова «Мария». А музей «Невьянская икона» переехал в здание побольше — на Энгельса, 15. Это случилось в 2009 году, за 4 года до того, как Ройзмана выбрали мэром Екатеринбурга.
Если от входа в музей двигаться по часовой стрелке, то можно наблюдать, как менялся стиль невьянской иконы со временем. Самая поздняя икона в музее датирована 1919 годом — «Спас Вседержитель». Позже в стране от икон начали избавляться, частично передавая их на нужды колхозов. Об этом времени, когда в России были гонения на все, что связано с церковью, напоминает поколоченная топором икона.
Интересно, что на музей из-за нее даже подавали в суд за оскорбление чувств верующих
Позже рядом с экспонатом появилась табличка, что икона выставлена в таком виде в демонстрационных целях.