Село входит в список особо охраняемых ЮНЕСКО объектов культуры. И трудно представить, что все это создавал один человек.
Появилась Нижняя Синячиха, по сути, случайно. Небольшая деревенька, первые поселенцы в которую пришли в 1680-е годы, была лишь пунктом по пути из духовной столицы Урала Верхотурья в Ирбит с его знаменитой ярмаркой. Так продолжалось полвека, пока не стало очевидно, что Алапаевский завод, расположенный в 10 км отсюда, не справляется с переработкой чугуна, и в помощь ему в апреле 1724 года на реке Синячиха начали возводить Нижнесинячихинский железоделательный завод. В 1726 году за счет казны его усовершенствовали, а в 1754 отдали в партикулярное содержание лейб-гвардии секунд-майору Гурьеву.
В 1766 году Гурьев продал Нижнесинячихинский и также принадлежащие ему Нижнесусанский и Верхнесусанский заводы за 140 тысяч рублей торговцу вином Савве Яковлеву. Вполне вероятно, других ярких событий в жизни Нижней Синячихи бы и не случилось, если бы два столетия спустя инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов, вдохновившись найденными случайно в местной часовенке книгами и иконами, не увлекся коллекционированием предметов уральского быта.
Самойлов объезжал окрестные деревни и на свою зарплату покупал все, что жители несли с чердаков
Коллекция росла и уже не помещалась в доме у Самойлова. И тут он задумался над созданием музея.
Как инженер-землеустроитель Самойлов объехал весь район, и знал, что в Нижней Синячихе есть здание к тому времени почти разрушенной Спасо-Преображенской церкви. Возводили ее на рубеже XVIII и XIX веков, по местной легенде, — итальянец. Специалисты с легендой спорят и приписывают авторство кому-то из тобольских архитекторов: церковь — образец сибирского барокко. Ее храмовую часть венчает девять золоченных главок, что редкость в России. Самойлов писал запросы и просил разрешение открыть в церкви музей быта.
Несколько лет хождений по инстанциям сыграли свою роль — в 1978 году музей был официально создан. К тому времени сам Самойлов и жители-энтузиасты своими силами уже с десяток лет восстанавливали облик Спасо-Преображенского собора. В церковь свезли все собранные Самойловым предметы быта — расписные потолки, стены, двери, шкафы, сундуки, прялки — и открыли музей уральской народной домовой росписи. Он и сейчас располагается здесь — на втором этаже, поскольку первый теперь стал действующей церковью.
В начале 80-х Самойлов принялся спасать не только деревянную роспись, но и целые дома. На территорию, что прилегает к усадьбе, он стал перевозить образцы деревянной застройки Свердловской области. Из поселка Красногвардейский Артемовского района была привезена 30-метровая сторожевая башня, из деревни Савиной Алапаевского района — чан пожарный, из деревни Мочищенск Гаринского района — ветряная мельница-шатровка.
Иногда здания приходилось собирать по частям в разных местах
Например, крестьянская усадьба XVII века: избу привезли из деревни Таборы, амбар — из деревни Поповой, а баню — из деревни Городище Алапаевского района. Так в Нижней Синячихе появился архитектурно-этнографический музей под открытым небом. С 1988 года музей перестал быть народным, на штат в нем даже начали выделять деньги, а в 1995 году Нижнесинячихинский музей-заповедник вошёл в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
С 2008 года в Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества и народного искусства входит музейный комплекс села Коптелово. Обязательно посетите там крестьянскую избу (изба бабы Кати) — собранную без гвоздей в XVII веке. В Коптелово же находится павильон народных ремёсел, где есть коллеги столярного, гончарного и бондарного производства, а также можно посмотреть весь цикл обработки льна.
Нижняя Синячиха
Расскажи историю