В честь неё и назвали площадь. «Отец всех фабрик и заводов», как окрестил Уральский завод тяжёлого машиностроения Максим Горький, и авангардный соцгород для его работников – бренды, которыми Екатеринбург продолжает гордиться сегодня.
Площадь появилась уже в первых проектах планировки Уралмаша. К дню запуска завода 15 июля 1933 года она приобрела вид, который с небольшим более поздним добавлением сохранился до наших дней. Одна из лучших точек обзора – трибуна на постаменте памятника наркому тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.
Отсюда на схождение трёх улиц-лучей (Ильича, проспект Орджоникидзе, бульвар Культуры) смотрели мировые лидеры – Мао Цзэдун, Фидель Кастро, Джавахарлал Неру, Ричард Никсон и другие
Мало кто помнит, что с 1932 года вместо памятника на этом месте стоял настоящий мавзолей. В нём находились урны с прахом отцов-основателей УЗТМ, Алексея Банникова и Владимира Фидлера. Оба умерли с промежутком в полгода во время командировки в Москву. Прах Фидлера потом исчез из мавзолея, а урну Банникова в 1955 году перенесли в специально созданную мемориальную стелу на краю площади.

Площадь обрамляют семь зданий в конструктивистском стиле, что делает её абсолютно уникальной среди постсоветских городов. Первая каменная постройка – центральная заводская лаборатории УЗТМ (1929 г., по проекту В.Безрукова, П.Оранского, М.Рейшера). Рядом по проекту Евгении Балакшиной возведена главная проходная завода. 12 дверей обеспечивали быстрый проход многотысячному потоку советских тружеников. Над заводом возвышается Заводоуправление, достроенное к 1935 году по проекту Петра Оранского, будущего главного архитектора Свердловска. С крыши этого здания сделаны самые известные панорамные кадры первых лет Уралмаша.

Еще одно крупное здание – гостиница «Мадрид» (1938 г.) – выделяется внешним декором. Дом техучебы (1932 г.) – прекрасный образец свердловского конструктивизма. Также на площадь выходит административное здание, с которого начинается жилая застройка улицы Ильича (1933 г.), предназначавшаяся для рабочих завода. На площади, кроме того, расположен Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне.
Когда в Свердловске проектировали первую линию метро, конечная станция должна была расположиться именно на площади 1-й Пятилетки. По замыслу ветка проходила бы под заводом Уралмаш и выходила на проспект Космонавтов, а дальше - к железнодорожному вокзалу. Но на площади станция метро так и не появилась.

По официальной версии - тоннели под заводом Уралмаш нужно было делать глубокими, это бы значительно увеличило стоимость проекта. По городской легенде - на площади 1-й Пятилетки станцию не дал построить Николай Иванович Рыжков, до 1975 года, когда началась разработка метрополитена, бывший гендиректором Уралмаша, а позднее - первым заместителем министра тяжёлого и транспортного машиностроения СССР и секретарем ЦК КПСС.
Рыжков, якобы, посчитал, что рабочие не станут держаться за завод, если будет возможность быстро добираться до центра. Станция метро «Уралмаш», в итоге, появилась на километр восточнее
Уникальность площади 1-й Пятилетки была подчеркнута и появлением огромного стрит-арт объекта в 2019 году в рамках фестиваля “Стенограффия”. Московский художник Покрас Лампас создал на поверхности площади супрематический крест размером 7,5 тысяч «квадратов».