В окрестностях села Мраморское добывают и обрабатывают мрамор уже без малого триста лет.
Уральские камнерезы создавали облицовочную плитку, ступени парадных лестниц, подоконники, каминные порталы, садовые фигуры, скульптуры, карнизы, капители, колонны, барельефы и другие элементы мраморного декора для архитектурных сооружений Санкт-Петербурга.
Из этого мрамора строили Зимний дворец, Смольный, Петергоф и Царское Село
Уральский мрамор тоннами отправлялся в западную часть России знаменитым водным путем — по реке Чусовой. Слава об уральском мраморе гремела на всю Россию. Секреты своего ремесла камнерезы передавали из поколения в поколение, а на каменоломнях не прекращалась работа — тяжелейшая и смертельно опасная.
Говорят, в Мраморском было мало стариков. На камнерезном производстве трудились и мужчины, и женщины, и даже подростки. Все они с детства дышали каменной пылью, отчего часто страдали чахоткой. Бажов в сказе «Синюшкин колодец» как раз упоминает об этом: «Ну, а про мраморских дело известное. Краше тамошних девок по нашему краю нет, а женись на такой — овдовеешь. С малых лет около камню бьются — чахотка у них».
После революции в Мраморском два года жил и работал скульптор с мировым именем — Степан Эрьзя. На Урале великий мастер был понят и принят далеко не сразу. Среди жителей Екатеринбурга он известен прежде всего как автор скандального памятника Освобожденному труду, прозванного горожанами Ванькой голым. Скульптура, созданная в 1920-м из шестиметровой мраморной глыбы, стояла на месте нынешнего памятника Ленину на площади 1905 года. И проходя мимо, многие считали своим долгом плюнуть на срамную статую.
С 2018 года набирает силу интересный культурно-просветительский проект «Мраморная миля», который должен повысить туристическую привлекательность этого места. Туристический маршрут и одноименный арт-фестиваль раскрывает основные вехи истории старинного села, давшего мрамор архитектурным и скульптурным сооружениям Москвы, Петербурга и других российских городов.
«Мраморная миля» включает несколько любопытнейших объектов различных эпох. Есть среди них и подлинный мраморный артефакт XVIII века — действующие солнечные часы.
Они были созданы в 1773 году неизвестным автором, предположительно, по чертежам Петра Первого
Другой занятный мраморный постамент представляет собой памятник лошади, расположенный на лесной дороге недалеко от посёлка. «Гнедко. Лошадь служила до смерти. 3 августа 1884 г.», — гласит надпись на каменном кубе. Согласно местной легенде, так увековечил память о своем героическом коне золотоискатель, за которым погнались разбойники или, по другой версии, волки. Конь спас своего хозяина, но сам пал от изнеможения.
Входит в маршрут и посещение действующего мраморного карьера, разработка которого ведется с середины XX. Карьер напоминает мраморный амфитеатр. На дне каменоломни проходят концерты симфонической музыки. Акустика там великолепная.