Здесь можно в полной мере почувствовать атмосферу железной дороги и скоротать свободное время до поезда, если оно есть.
Музейная площадь железной дороги расположена между современным, действующим и Северным автовокзалами, в шаговой близости от метро “Уральская”. Здесь же расположена небольшая церковь, куда по обычаю заходят православные путники перед путешествием.
Скульптуры на площади у старого здания вокзала характерные, кинематографичные, можно сказать, харизматичные. Их авторами стали два скульптора, Юрий Крылов и Александр Кокотеев.
Скульптуры карикатурные, олицетворяют железнодорожные профессии и типичные ситуации на вокзале в разные эпохи. Они вызывают у посетителей всех возрастов улыбку, создают дружественную атмосферу, поднимают настроение. Женщина-путеец, станционный колокол, проводница с характерными стаканами чая, дама с внушительным багажом – каждая скульптурная группа повествует о своем, но вызывает теплое чувство узнавания ситуаций у всех, кто это видит.
Газета “Гудок” в 2010 году, рассказывая об авторах скульптур, писала, что они видят себя маленьким мальчиком, отправляющимся в путешествие. «А маленький мальчик – это я в детстве. Оно у меня, можно сказать, прошло в переездах. Я жил в Нижнем Тагиле и часто ездил к бабушке в Шадринск. Естественно, вся эта вокзальная суета мне очень близка. И томительное ожидание нужного поезда – тоже. Эта сейчас прилично одетая женщина вряд ли уляжется на чемодан», – поделился автор, скульптор Александр Кокотеев.
Благодаря этим скульптурам каждый посетитель может стать частью веселого приключения, заняв свое место среди скульптур и сделав памятный фотоснимок.
Если говорить об истории вокзала, то его в столице Свердловской области построили в далеком 1878 году, сразу после завершения строительства Уральской железной дороги. Строили его с целью соединить уездный г. Екатеринбург и губернский г. Пермь.
Поскольку это здание возводили позднее, к примеру, аналогичного административного учреждения в г. Челябинске, оно выглядит более эффектно с точки зрения архитектуры, используемых материалов, размеров и функционала. Построен вокзал по проекту архитектора П. П. Шрейбера и является памятником истории и культуры ХIХ века. Кстати, данный проект был типовым. Его использовали, например, при строительстве вокзала в г. Перми.
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги обосновался в здании старого вокзала только в 2003 году. После завершения реставрации в 2004 году здание вокзала сохранили в неизмененном виде.
Помимо площади перед вокзалом, которая активно взаимодействует с гостями, внутри здания расположилась музейная экспозиция. Условно, ее можно поделить на две части, одна из которых знакомит посетителей с историей объекта, а другая – с техническим оснащением.
Местный экскурсовод расскажет о том, как появился первый паровоз Ефима и Мирона Черепановых в России, как развивалась история железнодорожного транспорта от первой железной дороги – до наших дней. Вокзал интересен с точки зрения не только как памятник архитектуры. Он находился в самой гуще исторических событий. Раньше его называли воинским. Именно отсюда солдаты в Первую и Вторую мировые войны отправлялись на фронт.
Подытожим: музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги – это то место, куда обязательно надо сходить за новыми впечатлениями! Музей работает со вторника по субботу с 10.00 до 18.00.
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Старый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
Расскажи историю