Выставка “Тебе, Небесному Царю”, посвященная церковному искусству с экспонатами из собрания Музеев Московского кремля, в Челябинске завершает свою работу.
21 января, в воскресенье, в 16:00 все желающие могут побывать в Государственном историческом музее Южного Урала и, на этот раз – бесплатно – посмотреть удивительные экспонаты. А двумя часами ранее, в 14:00, есть возможность побывать на выступлении православного хора, тоже безвозмездно.
С октября 2023 года – по 21 января уральцы могли видеть произведения иконописи, шитья, ювелирные украшения периода от XIV – до начала XX столетия.
Выставка показывает великолепные произведения духовного, церковного искусства, которые связаны с историей России. В культуре страны сразу после принятия христианства сложилась крепкая традиция богатых подношений в церковь. Поэтому масса представленных экспонатов – это вклады в храмы и церкви от русских государей, аристократии. Создание и преумножение драгоценной утвари было частью храмоздательской деятельности всех русских государей. Собственно, с этими памятниками выставка и знакомит.
Экспозиция включает в себя множество разделов. Первый – именуется “Устроение красоты церковной”. Экскурсовод расскажет об устройстве православного храма. Например, об алтарной перегородке, называемой иконостасом. Эту тему на выставке иллюстрируют три иконы, которые когда-то являлись центральной частью небольшой домовой церкви Благовещенского собора Московского Кремля. Иконы относятся к XVI столетию. У них есть отличительная особенность, характерная для ранних православных икон. Дело в том, что здесь объединили сразу два чина, то есть два ряда: нижний чин, “деисус” (моление), и чуть выше – “праздничный” чин, представляющий евангельские праздники.
Важной частью иконостаса являются не только иконы, но и Царские врата. На выставке можно видеть Царские врата, созданные в конце XVI – начале XVII столетия. Когда-то они украшали иконостас церкви Рождества Богородицы. В верхней части изображен каноничный сюжет, Благовещенье: архангел Гавриил приходит к Деве Марии с благой вестью о скором рождении младенца. Чуть ниже – представлены изображения четырех евангелистов, авторов Священного Евангелия, то есть рассказа о жизни и воскресении Иисуса Христа.
Известно, что для каждого из четырех евангелистов характерен свой символ. Узнаем здесь ангела, который является символом апостола Матфея, орла, который является символом апостола Марка, рядом представлен апостол Лука, символом которого является телец, чуть ниже – символ апостола Иоанна Богослова, лев. Но эти Царские врата были созданы еще до раскола русской православной церкви, до реформ патриарха Никона. Поэтому на них есть некоторые разночтения с современной русской церковной традицией. А именно – символом Марка представлен орел, а Иоанна – лев. Сегодня все в точности до наоборот. Интересен также тот факт, что эти Царские врата несколько раз поновлялись, и в последний раз была допущена ошибка: дважды написали имя евангелиста Марка. Теперь это – занятный исторический казус.
Царские врата разделяют то место, где находятся молящиеся, верующие и место сакральное, где находится священный престол и алтарь церкви. На выставке можно познакомиться с великолепными образцами внутреннего убранства храма.
Это, к примеру, православный Крест, который относится к XVII веку. Он изящно украшен орнаментом, выполненным многоцветной эмалью по скани, ювелирными камнями.
Рядом можно видеть потир – то есть сосуд в виде глубокой чаши на ножке с широким основанием, используемый в богослужении многих христианских деноминаций на литургии для совершения Таинства Евхаристии. Его изготовили тоже в XVII столетии. Потир был вложен Федором Мстиславовичем Мстиславским, сподвижником Ивана Грозного. Мстиславский, напомним, некоторое время руководил Семибоярщиной, временным правительством в смутный период в стране в XVII веке. Что интересно, признанный предателем, он не был подвержен опале и закончил политическую карьеру уже при первом государе династии Романовых, Михаиле Федоровиче. На потире можно видеть изображение все того же деисуса, что и на первых православных иконах – Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.
Невозможно представить алтарь без Евангелия. Представленный на выставке экспонат – святое Евангелие – было создано по заказу крупного промышленника, Павла Петровича Харитоненко в начале XX столетия. Cоздано Евангелие по эскизам известного архитектора, художника Алексея Викторовича Щусева. Тот самый человек, который проектировал Марфо-Мариинскую обитель, государственный исторический музей на Красной площади, Мавзолей Ленина, Казанский вокзал. И является великолепным примером того, как талантливый архитектор, художник может работать не только с монументальными формами, но и взаимодействовать с декоративно-прикладным искусством. Оклад этого Евангелия украшен искусным орнаментом, инкрустирован драгоценными камнями, эмалью и вставками из кости.
Среди экспонатов – закладки для Священного Евангелия, которые именуются поварозы. Они также богато расшивались, украшались. Отметим, что эти вещи для уральской выставки – впервые покинули фонды Московского Кремля.
Представлены на выставке водосвятные чаши, которые предназначались для освящения воды. На выставке можно видеть такую чашу, которая впервые экспонируется. Эта водосвятная чаша была вложена Яковом Годуновым в Ипатьевский монастырь, потому что там находилась родовая усыпальница семейства Годуновых. Яков Годунов являлся сподвижником Ивана Грозного и родственником того самого “Бориски”. Чаша относится к XVI веку.
Здесь же – чаша XVIII века, на примере которой можно видеть влияние западного европейского искусства, стиля барокко. Это выражается в чрезмерной декоративности, орнаментальном изобилии: здесь присутствуют растительный, цветочный орнамент, изображение животных. По бокам чаши – ручки в виде головы львов. Чаша украшена вкладной надписью, повествующей об обстоятельствах, при которых был сделан вклад, кем был сделан.
Вот еще одна водосвятная чаша, которая была вложена по заказу Дмитрия Михайловича Пожарского в XVII веке. Известно, что Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский были руководители второго народного ополчения, освобождали Москву от поляков. Здесь же представлена водосвятная чаша, которая была вложена по заказу представительницы очень знатного рода, Зинаиды Николаевны Юсуповой. Обе чаши стилистически похожи, несмотря на то, что были созданы в разное время. Причина – в том, что в начале XX столетия возрождается интерес к древне-русскому искусству.
Появляется направление в архитектуре и декоративном искусстве, названное Историзмом. Для этого стиля является характерным возрождение техник, которые были популярны в древней Руси. В частности, техника скани. Но таже чрезвычайно популярно было лицевое шитье. На выставке можно увидеть Евангелие, оклад которого вышит в технике лицевого шитья. Нужно сказать, что оно было создано монахинями Рождественского монастыря, и преподнесено игуменией Ювеналией в качестве подарка для Великого Князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны. Об этом свидетельствует изображение двух патрональных святых великокняжеской семьи Романовых – это святой Сергий Радонежский и Святая Елизавета. Специально для этого Евангелия был создан деревянный ларец, обтянутый тисненой кожей. На ларце имеется надпись, рассказывающая об обстоятельствах преподнесения этого Евангелия в дар.
Великий Князь Сергей Александрович приходился пятым сыном императора Александра Второго. Его супруга, Елизавета Федоровна, являлась сестрой действующей императрицы Александры Федоровны.
На выставке можно полюбоваться на покров, созданный по заказу Великого Князя Сергея Александровича. Он предназначался для раки с мощами святого Дмитрия Углицкого. Дмитрий был реальной исторической личностью, четвертым сыном Ивана Грозного. Он скончался при загадочных обстоятельствах, о которых историки спорят до сих пор. Согласно одной версии, Дмитрий во время очередного своего эпилептического припадка напоролся на нож. По другой – был убит по заказу Бориса Годунова. Дмитрия канонизировали в XVII веке. Он чрезвычайно почитался в царской среде, поэтому многие вещи были созданы на помин души Дмитрия Углицкого.
На покрове для его раки – вставки из зеленого бархата, расшитые жемчугом, изображения двуглавых орлов, инкрустированные драгоценными камнями. Интересно, что покров был перешит из парадного платья великого князя, в котором он присутствовал на знаменитом бале-маскараде в 1903 году в Зимнем дворце. Сохранились фотографии с этого бала, на которых видно, что платье великого князя очень схоже с тем, что теперь можно увидеть в выставочной витрине.
На выставке представлены также дарохранительницы. Обычно их изготавливали в виде Одноглавого храма. Довольно редко можно встретить дарохранительницу, изготовленную в виде голубя. Подобного рода вещь подвешивали над Святым Престолом, символизировала она сошествие Святого Духа. Предназначались дарохранительницы для хранения Святых Даров – вина и хлеба, которые символизируют кровь и тело Христово.
В православном храме было довольно много ткани. Так, на выставке можно видеть пелену, которая предназначалась для особо почитаемых икон. Такой плат мог быть как будничным, так и праздничным.
На выставке представлены также литургические наборы, которые связаны также с таинством Причащения. Дискос – плоское круглое блюдо, употребляемое в православном богослужении при литургии. Здесь же можно видеть ковш, который именуется ковшом для теплоты: в нем выносят теплую воду. Данный набор был создан на помин души Великого Князя Сергея Александровича его сподвижниками и соратниками.
Как закончила свои дни великокняжеская семья? Сам Сергей Александрович был убит от рук террориста Ивана Каляева. Его супруга после смерти отдала все свое имущество в храмы и монастыри, основала Марфо-Мариинскую обитель. Но после прихода власти большевиков – была схвачена, отправлена в Алапаевск и брошена заживо в шахту.
Также представлен небольшой литургический набор, который предназначался для домовой церкви. Он был вложен по заказу сенатора Александра Александровича Бибикова, известного политического деятеля, племянника Кутузова. Он был генерал-лейтенантом, руководил народным ополчением во время войны с Наполеоном. На литургическом наборе также имеется владельческая надпись, которая хорошо характеризует личность сенатора: “Иисусу Христу от сенатора Бибикова”.
Есть на выставке также единственный набор, изготовленный из стекла. Вещи, которые используют во время богослужений, не делают из хрупких материалов, потому что разбить их во время таинства – грех. Видимо, данная вещь не использовалась во время богослужения и несла исключительно декоративную функцию.
Из фондов Музеев Московского Кремля на уральской выставке также представлен дар помещицы Матрены Бехтиной: серебряный золоченый восьмиконечный напрестольный Крест мощевик с эмалью, чернью, аметистами и белыми прозрачными стеклами, реквизированный в 1922 г. в Соборе Богородска. Создан Крест был в 1835 году на помин души мужа Бехтиной. Изготовлен – на известной фабрике Н.Д. Полтавцева, благодаря чему его удалось сохранить, избежать переплавки.
Представлены на выставке и кадило, которые с древнейших времен используется во время богослужения для воскурения благовонного состава – ладана. Так, например, кадило, созданное по заказу патриарха Филарета, батюшки-духовника первого государя династии Романовых, Михаила Федоровича.
Отдельный раздел выставки связан с прославлением новых святых во времена царствования последнего русского императора, Николая Второго. Есть иконы, связанные с Преподобным Серафимом Саровским.
Еще одна подлинная историческая личность, которая была канонизирована и причислена к Лику Святых во времена царствования Николая Второго - патриарх Гермоген. Он получил патриаршество в период царствования Василия Шуйского, в смутное время. После того, как Василия Шуйского свергли, Гермогена заточили в Чудов монастырь, в подвалы. Оттуда он взывал к русскому народу, благословил священную освободительную войну против поляков. Но, к сожалению, так и не дождался освобождения Москвы, умер в подвалах Чудова монастыря.
Николай Второй принимает решение об канонизации патриарха Гермогена. Для создания особого иконографического образа, который в дальнейшем стал использоваться в иконописи, приглашают Виктора Михайловича Васнецова. Он был не только замечательным художником, но и знатоком русского искусства. Кроме того, по заказу императорской семьи создается рака для мощей патриарха Гермогена. К сожалению, она не сохранилась. Все, что от нее осталось – это позолоченная пластина с изображением самого патриарха.
На Руси чрезвычайно почитались иконы Спаса, богородичные образы. Поэтому на выставке есть яркие экспонаты, которые дадут незабываемые впечатления об этом направлении. Например, икона Богоматери Владимирской. Икона была написана в XVII веке, затем – неоднократно поновлялась, дописывалась. Последние изменения были внесены в начале XX века. На полях иконы появилось изображение Николая Чудотворца и патриарха Алексия, святых покровителей царской семьи Николая Второго и царевича Алексея. Эта икона находилась в личных покоях императора в Большом Кремлевском дворце. Обращает внимание великолепный декор приклада: венец, украшенный сапфирами и рубинами, подвеска в виде полумесяца. Здесь же можно видеть запоны – это декоративные накладки.Ими украшалась одежда, головной убор, конская упряжь, и в том числе – особо почитаемые иконы.
Есть на выставке также самые ранние памятники – это рясны (женское височное украшение), относятся к XIV веку. Настоящее русское средневековье, период феодальной раздробленности – и в это время были созданы такие искусные украшения!
Иконы сопровождали человека на протяжении всей его жизни, от рождения – до смерти. Этой теме также отведена часть выставочной экспозиции.
Во времена царствования Ивана Грозного складывается особая традиция создания мерных икон. Почему такое название? Потому что сразу после рождения младенца, наследника престола, измеряли ниточкой, тростиночкой и в размер, в рост ребенка создавалась икона. Она называлась “мерной”. Изображали на ней патронального святого, святого покровителя. На выставке представлены две мерные иконы с изображением Иоанна Белоградского и Василия Анкирского. Это святые покровители царевичей Ивана и Василия, сыновей Михаила Федоровича Романова, которые умерли еще во младенчестве. Сразу после смерти подобные иконы помещают в иконостас. И если сегодня заглянуть в иконостас Архангельского собора Московского Кремля, то увидим подобного рода иконы, потому что там находится усыпальница русских государей.
Есть на выставке иконы, которые связаны с обрядом бракосочетания, Так, здесь представлена икона, которой императрица Екатерина Великая благословила свою невестку, Наталью Алексеевну, на брак с Павлом Петровичем. Иконой Спаса Нерукотворного Екатерина Великая благословила свою вторую невестку в день ее миропомазания, в день принятия православия. Здесь же представлена икона Богоматерь Казанская. Она связана с именем Марии Павловны, дочери императора Павла Первого. Сам образ был написан в XVII веке, а оклад изготовили в XIX веке специально для церемонии бракосочетания. Мария Павловна вышла замуж за веймарского принца Карла-Фридриха, затем они уехали в Веймар, где она прожила всю жизнь. Но оставалась православной. И после своей смерти – завещала икону Успенскому собору Московского Кремля. После того, как икона вернулась в Москву, для иконостаса был создан специальный ковчег, благодаря чему и удалось поместить ее в иконостас Успенского собора.
В отдельной части выставочной экспозиции представлены светские предметы, созданные европейскими мастерами города Аугсбург. Изначально они не предназначались для совершения церковных таинств. Например, один из экспонатов, ведро, сначала изготовили для охлаждения вина. Но после того, как Алексей Михайлович и его супруга, Мария Ильинична, вложили это изделие в храм, в этом сосуде стали освящать воду.
Есть на выставке бритвенный набор, который когда-то принадлежал Петру Толстому, далекому родственнику Льва Николаевича Толстого. Во времена царствования Петра Первого, Толстой руководил тайной канцелярией, закончил свою жизнь в ссылке в Соловецком монастыре. Все свое имущество он передал монастырю. Так его вещи попали в музей Московского Кремля.
Завершает “ От рождения – до смерти” живописное изображение интерьеров Архангельского собора Московского Кремля. Именно там сегодня находится усыпальница русских государей.
Невозможно представить русского благочестия без домашней молитвы. Именно так называется следующий раздел. Подобные вещи, как правило, передавались по наследству, из поколения – в поколение. Открывает этот раздел великолепной красоты дорожный складень, изготовленный в виде иконостаса в конце XIX – начале XX века мастером Чириковым. Сказано, что заказчиком является крестьянин. Но подобная вещь могла стоить, как целый дом, а то и два. Есть предположение, что это был не крестьянин, а богатый человек, который специально записал себя в низшее сословие.
Экспозиция “Тебе, Небесному Царю” — шестой совместный проект в рамках соглашения о сотрудничестве между Музеями Московского Кремля и правительством Челябинска.
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Тебе, Небесному Царю
Расскажи историю