В репертуаре театра много нетривиальных постановок, заново интерпретирующих классику. Театру со столетней историей приходится работать на сопротивление. Некоторое время назад тяжеловесный «Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета имени Луначарского» превратился в «Урал Опера Балет». Новый фирменный стиль и название предложило уральское рекламное агентство «Восход» - обладатель нескольких золотых «Каннских львов». Консервативные зрители с трудом привыкают к переменам, но театр не перестал быть популярным. Оперный работает по государственным грантам и получает поддержку от местных предпринимателей.
Этот театр особенно много значит для города
Мечтать о новом здании для театра начали еще в 1880-х годах. Среди горожан появилась мода на пение. Они создали музыкальный кружок. Пели в нем так называемые любители: банкиры, инженеры, заводовладельцы, простые горожане. Ставили «Отелло», «Фауста», «Трубадура», «Князя Игоря», «Садко» и «Евгения Онегина».
Деньги на его строительство собирали двадцать пять лет, а построили за два года.
Горожане предпочли надолго отказаться
от трамвая
и водопровода, чтобы
в Екатеринбурге появился новый театр

Конкурс на строительство театра выиграл архитектор Владимир Семенов из Кисловодска. Вдохновлялся он проектом Венской оперы, но сам приехать строить театр не смог. Автором финального проекта оперного в Екатеринбурге стал архитектор Константин Бабыкин. Театр рассчитывали построить на 1500 мест за 300 тысяч рублей. Свой проект Бабыкин назвал «Белый лебедь». В советское время театр перекрасили в зеленый цвет, в нулевые вернулись к светлым оттенкам фасада. Архитектор добавил к проекту Семенова богатую лепнину, украсил стены рустовкой. На фронтоне разместил трех муз (автор - скульптор Вейнберг). После очередной реконструкции театра в народе стал гулять анекдот: «В городе три приличные девушки - это музы над оперным театром, да и тех испортили маляры».
Как и Большой театр в Москве, оперный в Екатеринбурге открылся постановкой «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Произошло это в октябре 1912 года. Здание получилось огромным - больше всех соборов и любого из частных домов тогдашнего Екатеринбурга. Сегодня артистам сцена кажется тесной, хотя театр в 1980-х уже расширяли.
После триумфального открытия театральная жизнь не была гладкой, но в 1914 году случился очередной прорыв. Кроме оперы, на сцене стали ставить балет.
По местной легенде
во время Великой Отечественной войны юная Майя Плисецкая впервые станцевала здесь «Умирающего лебедя»

После открытия долгое время горожане называли театр Новым городским театром. Современное название «Театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году. Всю советскую историю оперный оставался парадным театром власти, получал престижные награды.
Для нескольких артистов, получивших мировое признание, свердловская опера была своеобразным разогревом. Перед тем, как отправиться на штурм театральной Москвы, здесь выступали теноры Сергей Лемешев и Иван Козловский. Оперная дива Ирина Архипова, наоборот, сбежала в Свердловск из столицы, чтобы накопить опыт и триумфально вернуться на большую сцену. Свою трудовую деятельность в должности рассыльного оперного театра начинал девятилетний Григорий Александров - будущий режиссер известных советских музыкальных комедий.
В 1982 году первый секретарь обкома Борис Ельцин взялся лично курировать реконструкцию театра. Тогда над проектом работал архитектор Аркадий Заславский. Была существенно расширена часть здания за театральной сценой.
Строители запомнили еженедельные планерки, которые устраивал Ельцин
и его разносы, если что-то шло не так

Пространство вокруг театра также стало городской достопримечательностью

В 1947 году рядом с театром установили фигуры льва и львицы по проекту скульптора Маргариты Заскалько. В 1990-х сквер за оперным театром горожане стали называть в одно слово «Заоперным», или «Заоперка». Сюда приходили почитать стихи, выпить и обсудить искусство. Некоторое время в сквере стоял макет Эйфелевой башни. В 2018 году городские власти решили облагородить территорию. Горожан больше всего возмутило количество фонарей, которые решено было установить на таком небольшом пространстве.
Несколько лет подряд в Ночь музыки театр собирает тысячи зрителей на концерт. Артисты поют популярные арии прямо с балкона. Горожане же слушают исполнителей, стоя на проспекте Ленина.