Это одна из самых печальных и неоднозначных страниц в истории России и Урала, время красного и белого террора. Изначально погибших похоронили как героев на Кафедральной площади (ныне Площадь 1905 года). Очевидец событий, русский банкир и общественный деятель Владимир Аничков в мемуарах вспоминал, что творилось первое время на месте этого захоронения в расколотом надвое обществе:
«То за ночь раскопают могилы и зальют их жидкостью из ассенизационного обоза, то жены и единомышленники убитых украсят их красными тряпками и подновят надгробную надпись: „Спите, орлы боевые“
То вновь вместо красных бантов окажется на могиле дохлая кошка или собака, а поэтическая надпись заменится близкими сердцу народа нецензурными словами в три и пять букв». В итоге в 1919 году братскую могилу перенесли на западную оконечность города за улицу Московскую.
Первый временный монумент на этом месте появился в начале 1930-х, а нынешний облик обелиск получил в 1959-м. По-видимому, открыть монумент спешили к сорокалетию событий, поэтому проект не получилось реализовать полностью. За стелой и вечным огнем должна была располагаться стена памяти с барельефами, но поставили только ее фанерные декорации. Макет потом убрали, а стену так и не возвели.
22 июня 2007 года к мемориалу торжественно были привезены земли с братских могил из 12 областей России и Белоруссии, где воевали уральцы, и монумент закрепил за собой статус памятника воинской славы Урала и редко воспринимается теперь в своем изначальном значении.
С 1970-х годов разрабатывались проекты соединения проспекта Ленина и улицы Татищева. Растущий город остро нуждался в этой развязке, но на пути стоял Вечный огонь. Осуществить план удалось только в XXI веке в ходе подготовки Екатеринбурга к Чемпионату мира по футболу 2018. Интересный факт: обслуживанием Вечного огня с момента его открытия и до наших дней занимается «Екатеринбурггаз» (до 1994 года Свердловскгоргаз).
Появление в 1959 году этого священного огня, поддерживаемого природным газом, ознаменовало собой начало важной вехи в развитии города — его газификации