Большинство из них были разграблены или разрушены после революции 1917 года. Какие-то приходили в упадок вместе с населенными пунктами, откуда жители разъезжались в большие города. Угасающая красота некогда величественных строений в стиле классицизма или барокко притягивает взгляды всех, кто путешествует по Алапаевскому району. Где-то старинную архитектуру пытаются восстановить, возвращая к жизни церкви и часовни, где-то древние стены порастают травой.
Так, например, в центре села Коптелово (125 км от Екатеринбурга) более двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне заложили первый камень в основание храма, а уже в 1803 году его освятили. Сохранилась легенда о том, что коптеловцы перекупили колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, чтобы установить в своей церкви.
С 1886 по 1893 год храм украшался фресковой росписью; среди изображений был даже сюжет с крушением царского поезда 17 октября 1888 года и чудесным спасением императора Александра III и членов его семьи
Здесь же находился особенно чтимый образ Спасителя — деревянная скульптура, вырезанная в рост человека. Есть свидетельства о том, что в 1827 году ее подарил храму политкаторжанин из Туринска. По рассказам очевидцев, Христос был изображен сидящим и выглядел очень натурально: глаза полузакрыты, на голове — терновый венец, шипы которого вонзились в лоб, по лицу текла кровь, руки связаны, ноги скованы цепью.
Деревянная скульптура — редкость для православных храмов, тем более сельских. Поклониться ей приходили со всей округи
Вокруг храма стояли белые мраморные столбы, а между ними — ажурная кованая ограда. В 1937 году Вознесенский храм был закрыт, в его помещении разместился клуб. Церковную ограду разломали, из её мраморных столбов построили овощехранилище. На рубеже 1950–1960-х годов, когда здание храма пустовало, его несколько раз пытались взорвать, но полностью разрушить храм, к счастью, не удалось.
В 1990-е годы за реставрацию церкви Вознесения Господня брался знаменитый основатель Нижне-Синячихинского музея-заповедника Иван Данилович Самойлов. Но отсутствие средств и преклонный возраст не позволили ему осуществить задуманное. Удалось лишь предохранить старинное здание от дальнейшего разрушения.
У каждого из этих храмов, еще не ушедших в небытие, есть своя история и легенды, которые по крупицам собирают и хранят местные жители. Проезжая по селам Алапаевского района, можно больше узнать о жизни Урала в XVIII —XIX веках, представить, какими богатыми и красивыми были здесь села.