Один из секретов успеха Екатеринбурга в том, что он оказался построен в нужном месте. Через город всегда проходили важные дороги. Сначала Большой Сибирский тракт, потом уральцам удалось привести к себе железную дорогу. Самая большая сортировочная станция России — «Екатеринбург-Сортировочный». Она имеет 72 пути. Пассажирская тоже немалая — 24 пути. За месяц через екатеринбургский вокзал проходит около 700 тысяч пассажиров дальнего следования и примерно столько же тех, кто уезжает электричками.
На привокзальной площади Екатеринбурга рядом стоят три вокзала, построенные в разное время. В самом старом открыли музей железной дороги. Он находится справа, если стоять спиной к колоннаде главного входа. Здание старого вокзала выглядит почти игрушечным. Это брат-близнец вокзала Пермь-II. Здания закольцевали не случайно.
В Екатеринбурге вам обязательно расскажут, что первый паровоз в России изобрели на Урале
Его модель можно увидеть рядом с привокзальной площадью. Сделали паровоз отец и сын Черепановы в Нижнем Тагиле в 1834 году. Первый сухопутный пароход (так называли изобретение) подвозил руду и разные грузы. Пассажирская железная дорога на Урале появилась только в 1878 году. Пермь — Екатеринбург были финальными точками Уральской горнозаводской железной дороги. Это была первая железнодорожная линия, которая пересекла границу между Европой и Азией. Архитектором зданий вокзалов в Перми и Екатеринбурге выступил выпускник Императорской академии художеств Петр Шрейбер.
Железная дорога дала Екатеринбургу шанс оказаться в центре мировых событий. Город пережил новый приток капитала. К 1914 году пришлось строить новый вокзал, старый был мал. Его проектировал архитектор Константин Бабыкин.
В 1918 году на этот вокзал привезли из Тобольска Николая II, его жену и дочь Марию. Но выйти из вагона, чтобы перевезти пленников в дом Ипатьева, так и не смогли
Разъяренная толпа угрожала расправой бывшему царю. Сейчас об этом эпизоде напоминает новая церковь Божьей Матери Державной, которую построили на волне расширения культа Святых Царственных страстотерпцев (адрес церкви: Невьянский пер., 1А).
В 1930-х оказалось, что и вокзал Бабыкина тесен. Новую версию вокзала предложили Георгий Валенков и Владимир Смирнов. Они надстроили вокзал Бабыкина, сделали его более простым и функциональным. Это пригодилось, когда отсюда на фронт Великой Отечественной войны отправлялись солдаты, а к платформам Свердловска подходили поезда с ранеными.
Вокзал Шрейбера был построен в стиле русского историзма, Бабыкина — в стиле модерн, Валенков и Смирнов предложили здание в стиле неоклассики
Снова вокзал расширяли уже в 1960-е. Виктор Смирнов добавил два пристроя с востока и запада от основного здания и соединил их арками. В 1990-е годы решили построить еще один вокал. Пристроить его к уже существующим зданиям со стороны западного крыла. Архитектурный стиль определили как «современный».
Это была пятая перестройка вокзала. За ней последовали и шестая, и седьмая. Последний раз вокзал перестраивали к Чемпионату мира по футболу 2018. Тогда же здание огородили и ввели систему обязательного досмотра багажа.
Первое впечатление от Екатеринбурга у прибывающих на железнодорожную станцию обычно смазано: суетно, темновато и тесновато
Приехавшие хотят как можно быстрее вырваться на свободу и попадают на привокзальную площадь. Уже с нее становится видно, что вокзал не такой и маленький, а прибыли пассажиры в город, расположенный на границе Европы и Азии. Об этом напоминает барельеф на фронтоне над главным входом.
С 2009 года у приезжих нет никаких сомнений, что они приехали именно в Екатеринбург. Дело в том, что после переименования Свердловска в Екатеринбург железнодорожная станция оставалась «Свердловском» еще 18 лет.
Время ожидания поезда можно скрасить, рассматривая потолки в центральном здании вокзала. Во время одной из реконструкций они стали картинами, которые рассказывают историю Урала. Художник Леонард Гусев собрал самые яркие моменты истории Урала и объединил их сквозными сюжетами.
Горожане до сих пор спорят, изобразил ли он Лаврентия Берию в сюжете, где на фоне сбитого под Свердловском 1 мая 1965 года самолета американского летчика Пауэрса, изображены ученые-атомщики, среди них есть персонаж в характерном пенсне, как у Берии.
Атомный проект, который курировал Лаврентий Берия — одна из уральских послевоенных историй.
С привокзальной площади открывается вид на Marins Park Hotel. Когда-то это была гостиница «Свердловск». Ее построили в 1969 году рядом с Хлебозаводом, кирпичным зданием с необычным декором из начала XX века. В 2007-м гостиница «Свердловск» вошла в состав сети Marins Park Hotel и подверглась серьезной реконструкции.
Привокзальная площадь с 1983 года называется «Площадь имени Уральского добровольческого танкового корпуса», но об этом мало кто знает. Да и памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу в центре площади местные чаще всего называют «Варежкой». Принято под «варежкой» назначать встречи. По задумке скульпторов, фигуры на памятнике изображают рабочего и танкиста. Один делает танки, другой на них сражается. Во время Великой Отечественной войны на Урале расположили главные танкостроительные заводы. В 1943 году рабочие решили отправиться воевать на собственных танках. Их построили рабочие сверх плана и на деньги горожан. Таким образом был образован Уральский добровольческий танковый корпус. Этому и посвящен памятник. Рабочий вытягивает вперед руку в рукавице.
Этот жест горожане сочли приглашающим, стали собираться под памятником и называть его «Варежкой»
Прогулка вокруг вокзала может подарить несколько интересных находок. У здания старого вокзала, в котором сейчас музей железной дороги, небольшой парк скульптур. Железнодорожники заказали их Екатеринбургскому художественному фонду. Скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев решили добавить немного иронии. Их герои — это проводница с неизменными стаканами чая и отполированной выпирающей ягодицей, толстый и тонкий путейцы, как бы отсылающие к рассказу Антона Чехова, люди, опаздывающие на поезд, проводник и шпалоукладчица.
Рядом со старым железнодорожным вокзалом находится Северный автовокзал, отсюда можно уехать в пригород и на север Свердловской области. А в центр Екатеринбурга можно добраться на метро. Здесь, недалеко от вокзала, в 1980 году заложили станцию подземки. Сейчас она называется «Уральская». Всего за сорок лет существования метро в Екатеринбурге удалось построить только 9 станций.