- Когда не для себя просишь, то Он помогает, - говорит матушка Феодосия женской монашеской общины Покровского храма в поселке Булзи.
И ведь не поспоришь! Иначе как без помощи свыше ей удалось образовать эту общину на месте канувшего в лету подворья Ново-Тихвинского женского монастыря?
- В ночь с 13 на 14 января, под старый новый год в 2013-м я приехала сюда, в село Булзи, - вспоминает монахиня. – Жить мне было негде, поэтому поселили меня у бабушки одной, в дальней комнатке, с видом как раз на храм. Утром проснулась, пошла к храму. Вижу, что наверху, на его крыше деревья растут. Храм в плачевном состоянии. Зима, мороз. И вот я январь молюсь, февраль молюсь. На службу езжу в соседнее село Воскресеновку, там храм действует. Каждый день смотрю на этот разрушенный булзинский храм и думаю: это же невозможно... Семьсот квадратных метров, в одном месте обвалился свод. Чтобы отремонтировать этот храм, нужны миллионы и миллионы. Село, мягко говоря, бедное. На улице, где сейчас обосновалась наша община, одна половина всех домов были разрушены – другая сожжена, уничтожена пожарами. Денег брать негде. У сельчан их нет, в Каслях – есть свой огромный Вознесенский храм. Просить у местных прихожан помощи бесполезно. Пыталась что-то делать, знакомилась, некоторые, из Снежинска, отзывались – потихонечку помогали то продуктами, то небольшими деньгами. В мае позвонила своему духовнику на Валаам. Говорю: “Что делать, денег-то на храм нет. Моя пенсия уходит на бензин мне, да на самые крайние нужды”. Он отвечает: “Иди и проси”. А у кого?
И пришло озарение взять свою записную телефонную книжку, изучить и вспомнить всех людей, с которыми контактировала монахиня в мирской жизни. Важно, что матушку также хорошо знали многие челябинские областные журналисты как Ольгу Новгородцеву, лучшего пресс-секретаря Пожарной охраны МЧС.
- Мне нужно было сделать этот шаг для того, чтобы Господь приложил к моим трудам свои труды, - поясняет матушка Феодосия. – Я составила список: друзья детства, юности, университета, пожарной охраны МЧС. Вспомнила все, где я отметилась на протяжении своей жизни, даже на Дальнем Востоке. Стала писать письма, делать звонки, просить: “Помогите, пришлите хоть маленькую копеечку”.
Написала она тогда немногим. Да и отозвались далеко не все. Контакты изменились, люди потерялись. Времени утекло много, жизнь прошла... Но, что удивительно, матушка вдруг начала получать средства из самых неожиданных источников, мест и рук!
- Был даже такой вот случай. Проезжает как-то мимо нас молодой человек на автомобиле. Говорит: “Ой, а что тут, храм восстанавливается? Так это же хорошо”! И достает из кармана крупную сумму денег, отдает мне: “Бог помощь, матушка”! – улыбается своим воспоминаниям моя собеседница. – Конечно, это редкий, исключительный случай. И спасибо Владыке Феофану, который меня сюда направил. Особенно в первое время он активно людей сюда посылал, говорил, что в Булзи идет восстановление храма, что надо помогать. Прибывали целые автобусы паломников, человек по сорок. Нам надо было только фронт работы приготовить, да каши побольше наварить, гречневой. С местным жителем, старостой Николаем Юрьевичем мы людей распределяли, а его жена кашу варила. Я сама тоже взяла в руки лопату и вместе со всеми трудилась. И дело пошло! Храм стал преображаться.
С Божьей помощью, храм ожил. Работы в нем предстоит еще много, но буквально на наших глазах он расцветает. Стены отштукатурены, внутри храма все дышит новизной и преображением. Появились новые деревянные полы, скамьи. Даже когда мы зашли, поздним вечером, здесь шла работа. На стенах храма сохранилась старинная фреска. Удастся ли восстановить?
- Без помощи журналистов, наверное, я бы ничего и не сделала, - признается матушка Феодосия. – Я у Владыки Феофана благословения попросила, у нас же все по послушанию. Спросила, что если СМИ будут приезжать, мне интервью-то давать можно? “Да, давай”, - разрешил. Отцы обычно беспокоятся, что человек в таких случаях из своих берегов выйти может. Меня спасает то, что я уже этой “бациллой тщеславия” не заболею, мне это не грозит. Не реагирую на свою публичность или, например, славу какую-то, на меня это не влияет.
Про историю этого необыкновенного места еще расскажем.
Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Булзи заложили давно, еще в 1835 году. Достроили в 1841-м. Церковь, как принято тогда на Руси, возвели в русско-византийском стиле. Освятил храм преосвященный Антоний Екатеринбургский. При советской власти, в 1930-е годы, храм закрыли. Уничтожили иконы. Стреляли в лик Николая Чудотворца. Фреска с его изображением и следами от пуль и сейчас можно рассмотреть на стене внутри храма. Колокола сбросили на землю и отправили на переплавку в Касли. В помещении хранили зерно, использовали его также в качестве гаража для машин. Уникальный памятник архитектуры XIX века постепенно исчезал, разрушался. Тем не менее, даже в полуразрушенном виде храм оставался очень красивым.
С 2014-го года, с подачи матушки Феодосии, началось восстановление святого места. В 2015-м на местной колокольне снова появился купол с золотым крестом! 15 сентября 2020 года состоялось долгожданное и радостное событие для многих верующих — освящение и подъем колоколов на колокольню. С 2021 года установлен иконостас в правый придел – Сретения Господня, где также уже идут службы.
Монашеская женская община сейчас насчитывает пять человек.
- Первая помощница пришла где-то через год, осенью 2014-го. Но тут как. Люди приходят и уходят. Неустроенность пережила вместе со мной мать Евгения, строгая очень, даже меня строже, - рассказывает Феодосия. – Не бросила. И этот воз мы уже десять лет тянем вместе. Даже обычную семью создать не просто. А здесь, когда объединяет ни ребенок, ни общее хозяйство, а вера, не вещественное что-то. Семья духовная строится сложнее, сил и времени тратится больше. И здесь очень важно дать человеку свободу выбора. Человек должен сам принять решение, где ему быть и как ему жить.
Можно еще много рассказывать о том, что было. Важно, что уже сейчас в Булзи переехало десяток семейств, которые отстраивают свои дома и приходят в храм все вместе, с детьми, на субботние и воскресные службы. Жители поселка тоже в храм потянулись, людей ведь всегда тянет в хорошее место. Оно становится намоленным, щедро делится с прихожанами своим теплом и светом. Пусть так и будет, во веки веков.
Закаты здесь невероятной красоты. Тишина и покой. Храм стоит на возвышении, близ реки Синара и хорошо виден со всех сторон. Рядом с храмом Покрова Божией Матери, по соседству с женской монашеской общиной с 2018 года обосновался на постоянную прописку Епархиальный палаточный лагерь семейного типа «Наследник». Дети добавляют ощущение жизни!
Скоро весна придет. Монахини снова будут благодарны посильной помощи православных братьев и сестер. Приезжайте! Вас ждут здесь, уральцы и все добрые люди, вы здесь нужны.
Эвелина Григорьева
Фотограф Валерий Таратухин
Женская монашеская община Покровского храма в поселке Булзи
Расскажи историю